Минздрав лицензирование

Органы, лицензирующие медицинскую деятельность

Минздрав лицензирование

Юридический отдел «Факультета медицинского права»

  • Лицензия на медицинскую деятельность
  • Лицензионные проверки

В соответствии с действующим законодательством РФ для занятия отдельными видами деятельности необходимо получение лицензии. В соответствии с п.

 2 ст. 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту — Закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности«.

К таким отдельным видам деятельности, согласно п. 46, ст. 12 Закона № 99-ФЗ, относится медицинская деятельность.

Нормативная база лицензирования медицинской деятельности

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется на основании:

  • Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291) (далее по тексту — Положение о лицензировании);
  • Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» (далее — Приказ Минздрава России № 121н).

Субъекты медицинской деятельности

Получить лицензию на осуществление медицинской деятельности могут:

  • медицинские организации, под которыми понимаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах));
  • иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность;
  • индивидуальные предприниматели, которые:

Нормативная база, регулирующая деятельность лицензирующих органов

  • Федеральный закон № 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 11.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»;
  • Федеральный закон № 3-ФЗ от 08.01.1998 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • Закон Российской Федерации № 3185-1 от 02.07.1992 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • Федеральный закон № 294-ФЗ от 16.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения (утв. Постановлением Правительства РФ № 323 от 30.06.2004 г.)
  • Приказы министерства здравоохранения РФ, регламенты и положения.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Министерства здравоохранения РФ и осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Подконтрольные субъекты

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) осуществляет лицензирование в отношении:

  • медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  • медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

В настоящее время полномочия Росздравнадзора регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». Одним из полномочий Росздравнадзора является лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

3 октября 2016 года вступили в законную силу изменения, внесенные в статью 15 Закона об основах (изменения внесены Федеральным законом от 05.04.

2016 № 93-ФЗ), согласно которым полномочия по осуществлению непосредственно лицензионного контроля в отношении организаций (лицензиатов), в том числе в сфере медицинской деятельности, передаются Росздравнадзору.

При этом лицензионный контроль лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий также, как и прежде, будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамент здравоохранения города Москвы, Минздрав Московской области).

К осуществлению внеплановых проверок органы Росздравнадзора приступили уже с октября 2016 года.

Полномочия по плановым проверкам соблюдения лицензионных требований органы Росздравнадзора начнут осуществлять с января 2017 года (письмо Росздравнадзора от 03.11.2016 № 02И-2155/16 «О соблюдении законодательства»).

Кроме того, органы Росздравнадзора в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 93-ФЗ наделяются полномочием по приостановлению, возобновлению действия и аннулирования лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования деятельности.

Отметим, что порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Аннулирование лицензии на сегодняшний день является полномочием суда, а не Росздравнадзора.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования медицинской деятельности

Конкретный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий лицензирование медицинской деятельности, определяется в нормативно-правовых актах субъектов РФ, и в каждом субъекте он различен. Например, такими органами являются:

  • в г. Москве — Департамент здравоохранения г. Москвы (п. 4.3.1 Положения о Департаменте здравоохранения города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.08.2012 № 425-ПП);
  • в Московской области — Министерство здравоохранения Московской области (п. 12.5 Положения о Министерстве здравоохранения Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 17.10.2007 № 790/28);
  • в г. Санкт-Петербурге — Комитет по здравоохранению (п. 3.54 Положения о Комитете по здравоохранению, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1673).

Органы, контролирующие медицинскую деятельность на территории инновационного центра «Сколково»

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 28.09.

2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» медицинская деятельность на территории Центра осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, без получения ими лицензий на соответствующие виды деятельности и на основании разрешений, выданных управляющей компанией.

Таком образом, органом, контролирующим медицинскую деятельность на территории инновационного центра «Сколково» является управляющая компания (Фонд Сколково), которая представляет собой российское юридическое лицо, на которое возложена реализация проекта Распоряжением Президента РФ от 02.07.2010 № 446-рп «О создании и обеспечении функционирования инновационного центра «Сколково».

Полный текст материала доступен только
по подписке Доступ к платным сервисам kormed.ru Уже оформили?ПодробнееСпособы оплаты Оформить Оформить Пробная подпискаПопробовать Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА – это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу! Подробнее Подробнее Есть вопросы? Задайте их юристу! в социальных сетях ВКонтакте Telegram Instagram Яндекс.ДЗЕН

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/otkrytie-i-licenzirovanie/licenziruyushchie-organy/organ-litsenziruyushchiy-meditsinskuyu-deyatelnost/

«Выжечь поляну частных клиник»: зачем Минздрав предложил ввести двойное лицензирование медицинских проектов

Минздрав лицензирование

.str1{stroke:#555961;stroke-width:2.3622}.str0{stroke:#555961;stroke-width:3.1252}.fil2{fill:none}.fil1{fill:#555961}.fil0{fill:#fff} .str1{stroke:#555961;stroke-width:2.3622}.str0{stroke:#555961;stroke-width:3.1252}.fil2{fill:none}.fil1{fill:#555961}.

fil0{fill:#fff} .str1{stroke:#555961;stroke-width:2.3622}.str0{stroke:#555961;stroke-width:3.1252}.fil2{fill:none}.fil1{fill:#555961}.fil0{fill:#fff} .tst0{fill:none;stroke:#575b62;stroke-width:.9772}.tst1{fill:#FFF}.

tst2{fill:#575b62}

деловой журнал об индустрии здравоохранения

20 Октября 2020 Мединдустрия Коронавирус. Осенний сезон. Мониторинг 19 Октября 2020, 20:58 Мединдустрия Регионы смогут согласовывать квоты приема на целевое обучение студентов-медиков 19 Октября 2020, 20:21 Мединдустрия Работу федеральных медцентров по ОМС обеспечат за счет страховых взносов 19 Октября 2020, 18:47 Мединдустрия Правительство продлило упрощенную МСЭ для установления инвалидности до марта 2021 года 19 Октября 2020, 17:59

  • image/svg+xml Новости
  • и & Аналитика
  • Мероприятия
  • Журнал
  • Партнерские
    Проекты

Новости

Что именно предлагает Вероника Скворцова

«По территориальному планированию. Конечно же, оно должно распространяться на всю национальную систему здравоохранения – не только на ее государственную часть, но и на частную.

Международный опыт показывает, что в большинстве стран с развитой системой здравоохранения – Германия, Израиль, Испания, Турция, Канада, Сингапур и другие – окончательному лицензированию медицинских организаций частной формы собственности предшествует процесс согласования, создания и размещения медицинской организации по заявляемым профилям с учетом реальных потребностей населения.

Эта процедура изначального согласования фактически является частью разрешительных процедур лицензирования. По сути, речь идет о двойном лицензировании: на входе – разрешение создания учреждения и на выходе – на соответствие критериям медицинской помощи.

Нам представляется, что это очень важно, и мы хотели бы законодательно закрепить данную модель лицензирования, для чего потребуется внесение изменений и в закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан», и в закон «О лицензировании».

Что говорят частные клиники

Илья Тупицын, генеральный директор НМС:

– Судя по срокам, обозначенным в поручении, решение находится в приоритете. Теперь важно понять, как именно этот порядок будет прописан.

Ранее на эту тему выступал глава Росздравнадзора Михаил Мурашко, и в его довольно жесткой интерпретации перспективы для частных клиник выглядели нерадужными.

Понятно, что это предложение «зафиксирует» ситуацию для текущих активов, но планы по развитию у всех здравомыслящих игроков пока имеются.

Цели государства очевидны. Во-первых, это попытка устранить потенциального конкурента в виде частной клиники за врачей. Кадровая ситуация сложная – это заметно по последним новостям о массовых увольнениях.

Во-вторых, доля платных услуг в государственных медучреждениях будет только расти, соответственно, надо выжечь «поляну» частных клиник и дать государственным возможность завладеть оставшимся покупательским спросом.

Аркадий Столпнер, председатель правления МИБС:

– Необходимо регулировать доступ частных игроков к полноценной работе в системе ОМС. Равными должны быть не только условия работы и ее оплата, но и требования. Сейчас в системе могут оказываться совершенно разные игроки и не всегда справедливо.

Однако коммерческую деятельность клиник ограничивать предварительным согласованием с регуляторами нельзя.

В других странах механизм «предварительного согласования» возможности работы существует именно для тех клиник, которые претендуют на работу с больничными кассами. 

Евгений Рабцун, генеральный директор медицинского объединения «ЦСМ-Санталь»:

– Зачем министр хочет сократить число медицинских учреждений, организуемых за счет частных инвестиций, к тому же в первичном звене, где у частных клиник большой опыт работы? Всего с 2015 по 2018 год ликвидировано 726 государственных медицинских организаций. Об этом говорится в статистическом сборнике Минздрава. При этом ведомство жалуется на дефицит медицинских кадров, хотя численность врачей и объемы медпомощи, согласно тому же сборнику, стабильны.

Куда делись медработники сокращенных 726 медицинских организаций? Полагаю, они были трудоустроены в оставшиеся медучреждения на свободные ставки, которые были ранее разделены по внутреннему совместительству. Нет совместительства – зарплата меньше, а нагрузка такая же.

В результате цена труда, как соотношение денег к работе, упала. В результате врачи в поисках оптимального для себя баланса «труд – деньги» стали искать внешнее совместительство в альтернативном частном секторе. И частный сектор здравоохранения растет.

По данным ФНС, в России 16,7 тысячи частных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. А ежегодно прирост, по приблизительным подсчетам, составляет 1,7 тысячи. При стартовом объеме инвестиций в 50 млн рублей – это 80 млрд рублей в год.

Основной стимул для частников – оголенный спрос на доступную медицинскую помощь.

Рядовой врач может сказать: «Это меня не касается». Увы, еще как касается. Пример – протестное увольнение хирургов из больницы Нижнего Тагила и травматологов в Пятигорске.

Сегодня они легко смогут найти себе работу в частном и ведомственном секторах, которые не подчиняются Минздраву, а потому его репрессии до врачей не дотянутся.

А если будет реализовано предложение Минздрава, врачам некуда будет устроиться. Частные клиники их не примут.

Артур Воробьев, директор по стратегическому развитию клиники «УГМК-Здоровье»:

– Требование ограничить число медицинских центров на определенной территории нарушает принцип «здоровой и естественной» конкуренции, так как формально один медицинский центр сможет заблокировать появление другого – потенциального конкурента.

Если чиновники так хотят управлять процессом размещения частных медицинских центров, то логичнее создавать экономические преференции для определенных территорий (вновь построенных жилых кварталов, малых населенных пунктов и других), где появление медорганизаций желательно, но у местных властей нет средств на развитие социальной инфраструктуры.

Роман Константинов, руководитель ГК «Эко-безопасность»: 

– Рынок медицинских услуг не нуждается в дополнительной процедуре согласования, которую лоббирует министр здравоохранения. Если таким образом планируется повысить качество медицинских услуг и очистить рынок от медцентров-мошенников, то двойное лицензирование не решит эту проблему.

Организация может оперативно «переквалифицироваться» и заняться мошенническими схемами уже после прохождения процедуры согласования. Вторым мотивом министра здравоохранения может быть недовольство конкуренцией, которую частные медицинские организации составляют государственным.

Вместо того чтобы стимулировать конкуренцию и повышать таким образом качество услуг, Скворцова предлагает поставить новый административный барьер для бизнеса и усилить коррупционную составляющую. Итог очевиден.

Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга:

– Министр приводит в пример международный опыт, в том числе Германии, Израиля, Турции и других стран с развитой системой здравоохранения.

Но в этих странах двойное лицензирование на первом этапе подразумевает согласование мощностей медорганизаций и, соответственно, количества врачей с реальными потребностями населения, прежде всего ради обеспечения доступности и ликвидации очередей.

Более того, в странах с развитой системой здравоохранения «двойное лицензирование» проводится для всех медорганизаций, вне зависимости от формы собственности.

Логика предложения понятна: для государства иногда вредна избыточная конкуренция, но таких регионов и медицинских направлений в нашей стране пока очень мало. В большинстве случаев неудовлетворенный спрос на медицинские услуги покрывается именно за счет клиник негосударственного сектора, которые компенсируют дефицит государственных мощностей. 

Однако в некоторых городах-миллионниках, например, количество аппаратов МРТ может превышать потребность в них, что приводит к негативным последствиям, демпингу, как в ОМС, так в ДМС и за наличный расчет.

Фактически по тарифам ОМС услуга МРТ может оплачиваться значительно ниже себестоимости, и это приводит к существенному снижению качества, отчего проигрывают все – и медорганизация, и пациент.

Через двойное лицензирование Минздрав, вероятно, хочет повлиять на эту ситуацию.

Но каким образом будет приниматься решение, нужна клиника в данном регионе или нет и кто это будет определять? Кто просчитает реальную потребность в медицинской помощи конкретного региона, с обязательным учетом удовлетворенности населения качеством и доступностью? Подобная система не должна носить дискриминационного характера по отношению к предприятиям какой-либо формы собственности.
Источник Vademecum Подписывайтесь на наш канал в Telegram Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен в соц.сетях +1 +1 +1 +1

Самые читаемые новости за все время

Фармбизнес Коронавирус и COVID-19. Мониторинг 5 Июня 2020, 23:47 Мединдустрия Умер известный эксперт-криминалист Виктор Колкутин 24 Сентября 2018, 17:23 Мединдустрия Путин утвердил параметры нового национального проекта в здравоохранении 7 Мая 2018, 18:51 Фармбизнес Московская полиция нашла Калетру в свободной продаже в аптеках 28 Марта 2020, 14:50 все новости ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ Подписаться

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

Ваша заявка принята

Мы отправили Вам письмо. Для подтверждения подписки на новости перейдите по ссылке в письме.

Ошибка

  • image/svg+xml Новости
  • и & Аналитика
  • Мероприятия
  • Журнал
  • Партнерские
    Проекты
  • РЕДАКЦИЯ
  • РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ
  • КОНТАКТЫ

+1 +1 +1 Подписывайтесь на наш канал в Telegram Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен Политика обработки Персональных данных в ИД ФФ Медиа Все опубликованные на сайте материалы предназначены только для специалистов в области медицины и фармацевтики и не предназначены для конечных потребителей лекарственных препаратов и медицинских услуг. Результаты проведения специальной оценки условий труда    
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ Подписаться

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

Источник: https://vademec.ru/news/2019/09/04/vyzhech-polyanu-chastnykh-klinik-zachem-minzdrav-predlozhil-vvesti-dvoynoe-litsenzirovanie-meditsins/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.