Лица незаконно занимающиеся медицинской деятельностью несут

Содержание

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Лица незаконно занимающиеся медицинской деятельностью несут

Медицина относятся к видам деятельности, которые подлежат лицензированию, так как их осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Вопросы лицензирования медицинской деятельности регламентируются Федеральным законом от 04.05.

2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), Постановлением Правительства РФ от 21.11.

2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности..» (далее — Постановление № 291).

Действующее законодательство предусматривает ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии или с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований. Такая ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ).

Административно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Санкции за работу без соответствующих разрешений предусмотрены ст. 6.2., ст. 14.1. и ст. 19.20. КоАП РФ, т.е. деятельность частнопрактикующих медицинских (фармацевтических) работников, медицинских (фармацевтических) коммерческих и некоммерческих организаций с указанными нарушениями подлежит квалификации по разным статьям КоАП РФ.

Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей (согласно ст. 6.2. КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа (в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на граждан в размере от 2 000 до 2 500 пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с ч. 1. ст. 19.20. КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности (АПД) на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток.

Ответственность за осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований установлена ч. 3. ст. 14.1. и ч. 2. ст. 19.20. КоАП РФ, а с грубым нарушением лицензионных требований — ч. 4. ст. 14.1. и ч. 3. ст. 19.20 КоАП РФ.

Грубые нарушения лицензионных требований

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4. и пп. «а» и «б» п. 5 Постановления № 291, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании.

Таковыми являются несоблюдение требований к наличию площадей и медицинских изделий для выполнения медицинских работ (услуг); профессиональному образованию и стажу работы по специальности руководителей и их заместителей; наличию заключенных трудовых договоров со специалистами; наличию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и соблюдению порядка их осуществления; соблюдению порядков оказания медицинской помощи; и другие.

Грубое нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 4 000 до 8 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток;
  • на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Аналогичные нарушения некоммерческими организациями влекут наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 тысяч до 250 000 тысяч рублей или АПД на срок до девяноста суток.

Негрубые нарушения лицензионных требований

Нарушение лицензионных требований лицензиатом, указанных в пп. «в» и «г» п. 5 Постановления № 291 (соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг и повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет), можно рассматривать в качестве простых нарушений.

Санкции за нарушение лицензионных требований, не относящиеся к грубым, менее жесткие по сравнению с санкциями за грубые нарушения — предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

За аналогичные нарушения некоммерческими организациями может быть применено предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 тысяч рублей.

Изменения в лицензировании медицинской деятельности ужесточили требования к лицензированию.

В связи с тем, что продление лицензии на медицинскую деятельность не предусмотрено, она стала бессрочной, а при изменении адреса оказания услуг или выполнении новых работ (услуг) лицензия подлежит переоформлению (путем подачи заявления на переоформление медицинской лицензии), расширен перечень и содержание лицензионных требований, которые относятся к грубым нарушениям, по сравнению со старым порядком лицензирования медицинской деятельности.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Уголовно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Уголовно-правовая ответственность за работу без медицинской лицензии наступает в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Санкции за работу без лицензии, в таком случае предусматривают штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев.

То же деяние, совершенное организованной группой и/или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

При этом крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей 2 250 000 тысяч рублей, а особо крупным — 9 000 000 рублей.

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/otkrytie-i-licenzirovanie/poluchenie-licenzii-na-medicinskuyu-deyatelnost/otvetstvennost-za-osushchestvlenie-meditsinskoy-deyatelnosti-bez-litsenzii/

Какую ответственность несут лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью (ФЗ № 323, гл.9, ст.69)?

Лица незаконно занимающиеся медицинской деятельностью несут

А. административную;

Б. гражданскую;

В. дисциплинарную;

+Г. уголовную.

Как выбирается пациентом лечащий врач (ФЗ № 323, гл.9, ст.70)?

+А. с учетом согласия врача;

Б. без учета согласия врача.

347. Лечащий врач осуществляет все, кроме (ФЗ № 323, гл.9, ст.70):

А. организации своевременного и квалифицированного обследования и лечения пациента;

Б. предоставления информации о состоянии здоровья пациента;

В. приглашения для консультации врачей-специалистов;

Г. организации консилиума врачей;

+ Д. проведения медико-социальной экспертизы.

348. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от всего перечисленного, кроме (ФЗ № 323, гл.9, ст.70):

А. наблюдения и лечения пациента;

Б. проведения искусственного прерывания беременности, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих;

+ В. проведения искусственного прерывания беременности, даже, если это несет угрозу жизни пациента и здоровью окружающих.

349. «Клятва врача» дается, при (ФЗ № 323, гл.9, ст.71):

+ А. завершении освоения основной образовательной программы высшего медицинского образования;

Б. завершении освоения основной образовательной программы среднего медицинского образования;

+ В.получении документа о высшем профессиональном образовании;

Г.получении документа о среднем профессиональном образовании.

350. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на перечисленные основные гарантии, кроме (ФЗ № 323, гл.9, ст.72):

А. создания руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей;

Б. профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за счет работодателя;

+ В. профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации за личные средства;

Г. прохождения аттестации для получения квалификационной категории, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации.

351. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на перечисленные основные гарантии, кроме (ФЗ № 323, гл.9, ст.72):

А. стимулирования труда;

Б. создания профессиональных некоммерческих организаций;

+В. создания профессиональных коммерческих организаций;

Г. страхования риска своей профессиональной ответственности.

352. К обязанностям медицинских работников относятся все перечисленные, кроме (ФЗ № 323, гл.9, ст.73):

А. оказания медицинской помощи;

Б. соблюдения врачебной тайны;

+ В. страхования риска своей профессиональной ответственности;

Г. совершенствования профессиональных знаний и навыков;

Д. назначения лекарственных препаратов и выписывания их на рецептурных бланках.

Имеют ли право медицинские работники и руководители медицинских организаций принимать подарки и денежные средства от организаций, занимающихся разработкой, производством и реализацией лекарственных препаратов и медицинских изделий (ФЗ № 323, гл.9, ст.74)?

А. имеют;

+ Б. не имеют.

Имеют ли право медицинские работники и руководители медицинских организаций заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (ФЗ № 323, гл.9, ст.74)?

А. имеют;

+ Б. не имеют.

Имеют ли право медицинские работники и руководители медицинских организаций получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (ФЗ № 323, гл.9, ст.74)?

А. имеют;

+ Б. не имеют.

Имеют ли право медицинские работники и руководители медицинских организаций предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделий (ФЗ № 323, гл.9, ст.74)?

А. имеют;

+ Б. не имеют.

Имеют ли право медицинские работники и руководители медицинских организаций выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия (ФЗ № 323, гл.9, ст.74)?

А. имеют;

+ Б. не имеют.

Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 148;

Источник: https://studopedia.net/14_54985_kakuyu-otvetstvennost-nesut-litsa-nezakonno-zanimayushchiesya-meditsinskoy-i-farmatsevticheskoy-deyatelnostyu-fz---gl-st.html

Административная ответственность за неза­конное занятие частной медицинской практи­кой

Лица незаконно занимающиеся медицинской деятельностью несут

Однимиз наиболее действенных способов защитынаселения от недобросовестных участниковрынка ме­дицинских услуг являетсяадминистративная и уго­ловнаяответственность за незаконное занятиечастной медицинской практикой иличастной фар­мацевтической деятельностью,народной медици­ной (целительством),то есть за действия без соот­ветствующегоразрешения (лицензии).

Административнаяответственность за незакон­ное занятиечастной медицинской практикой илифармацевтической деятельностью, а такженарод­ной медициной (целительством)предусмотрена ст. 6.2 и 14.1 Кодекса РФ обадминистративных правонару­шениях.

Статья6.2 КоАП РФ предусматривает адми­нистративнуюответственность за занятие частноймедицинской практикой или частнойфармацевти­ческой деятельностьюлицом, не имеющим лицен­зию на данныйвид деятельности

(занятиечастной медицинской практикой иличастной фармацевтической деятельностьюлицом, не имеющим лицензию на данныйвид деятельности, –

влечетналожение административного штрафа вразмере от двух тысяч до двух тысячпятисот рублей.

Занятиенародной медициной (целительством) снарушением установленного закономпорядка – влечет наложение административногоштрафа в размере от одной тысячи пятисотдо двух тысяч рублей.

Законноеправо на занятие данными видамидея­тельности, как уже отмечалосьвыше, принадлежит лицам, получившимдиплом о высшем или среднем медицинском(фармацевтическом) образовании, сертификатспециалиста и лицензию на избранныйвид деятельности.

Медицинскойпрактикой, согласно законодатель­ствуо здравоохранении, имеют право заниматьсякак отдельные физические лица, так илечебно-профилактические учрежденияразличных форм собственности.

Ноадминистративная ответствен­ностьпо данной статье предусмотрена тольков си­стеме частного здравоохранения.

При этом необ­ходимо знать, что составадминистративного пра­вонарушениядолжен содержать следующие эле­менты,а именно:

а)объект противоправного посягательства;

б)субъект административного правонарушения;

в)объективную сторону;

г)субъективную сторону.

Отсутствиекакого-либо из этих элементов ис­ключаеткак наличие состава административногоправонарушения в целом, так и применениемер го­сударственного принуждения.

Применительнок составу административного правонарушения,предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ,объектом данного правонарушения являетсяздоровье населения.

Субъектамиданного правонарушения являются лица,занимающиеся частной медицинской илифармацевтической практикой, руководителичаст­ных медицинских и фармацевтическихорганиза­ций, в обязанности которыхвходит получение ли­цензии, а такжеюридические лица, осуществляю­щиесвою деятельность без лицензии.

Объективнаясторона правонарушения выража­етсяв осуществлении юридическим лицом илиин­дивидуальным предпринимателемчастной меди­цинской практики иличастной фармацевтической деятельностибез соответствующего разрешения(лицензии).

Субъективнаясторона характеризуется умыш­леннойвиной, то есть лицо, совершившееадмини­стративное правонарушение,сознавало противо­правный характерсвоего действия (бездействия), предвиделоего вредные последствия и желалона­ступления таких последствий, илисознательно их допускало, либо относилоськ ним безразлично.

Деятельностьюридических лиц и индивидуаль­ныхпредпринимателей, осуществляющихдея­тельность в области частноймедицинской прак­тики и частнойфармацевтической деятельности, будетохватываться составом административногоправонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 6.2 КоАП РФ в случаях осуществления:

1)деятельности без лицензии;

2)деятельности на основании приостановленнойили аннулированной лицензии;

3)деятельности на основании лицензии систекшим сроком;

4)деятельности на основании лицензии,выданной на другой территории;

5)видов деятельности не предусмотренныхлицензией.

Протоколоб административном правонарушении,предусмотренном ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ,составляют должностные лица органов,уполномоченных в об­ласти здравоохранения,а дела об административ­ныхправонарушениях, в соответствии со ст.23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи (мировыесудьи).

Данноеадминистративное правонарушениеот­носится к категории длящихся,поэтому срок при­влечения кадминистративной ответственностина­чинает исчисляться со дня обнаруженияуполно­моченными органамиадминистративного право­нарушения.

Теперьнеобходимо определить и уточнитьприменение статьи 14.1КоАП РФ.

Статья14.1 гласит:

«1.Осуществление предпринимательскойдеятельности без государственнойрегистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя или без государственнойрегистрации в качестве юридическоголица –

влечетналожение административного штрафа вразмере от пятисот до двух тысяч рублей.

2.

Осуществление предпринимательскойдеятельности без специального разрешения(лицензии), если такое разрешение (такаялицензия) обязательно (обязательна), -влечет наложение административногоштрафа на граждан в размере от двухтысяч до двух тысяч пятисот рублей сконфискацией изготовленной продукции,орудий производства и сырья или безтаковой; на должностных лиц – от четырехтысяч до пяти тысяч рублей с конфискациейизготовленной продукции, орудийпроизводства и сырья или без таковой;на юридических лиц – от сорока тысяч допятидесяти тысяч рублей с конфискациейизготовленной продукции, орудийпроизводства и сырья или без таковой.

3.Осуществление предпринимательскойдеятельности с нарушением условий,предусмотренных специальным разрешением(лицензией), –

влечетпредупреждение или наложениеадминистративного штрафа на граждан вразмере от одной тысячи пятисот до двухтысяч рублей; на должностных лиц – оттрех тысяч до четырех тысяч рублей; наюридических лиц – от тридцати тысяч досорока тысяч рублей.

4.Осуществление предпринимательскойдеятельности с грубым нарушениемусловий, предусмотренных специальнымразрешением (лицензией), –

влечетналожение административного штрафа налиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без образования юридическоголица, в размере от четырех тысяч до пятитысяч рублей или административноеприостановление деятельности на срокдо девяноста суток; на должностных лиц- от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;на юридических лиц – от сорока тысяч допятидесяти тысяч рублей или административноеприостановление деятельности на срокдо девяноста суток.»

Объектомадминистративных правонарушений,предусмотренных в ст. 14.1, являютсяотношения в области предпринимательскойдеятельности. В соответствии со ст.

 2ГК предпринимательской являетсясамостоятельная, осуществляемая насвой риск деятельность, направленнаяна получение прибыли от пользованияимуществом, продажи товара, выполненияработ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве вустановленном законом порядке.

Объективнаясторона административного правонарушения,предусмотренного в ч. 1 ст. 14.1,состоит в том, что виновный осуществляетбез государственной регистрациипредпринимательскую деятельность вкачестве

индивидуальногопредпринимателя и юридического лица.

Оконченнымданное деяние считается с момента началаего осуществления. Оно совершаетсятолько в форме действий. Учитываядлящийся характер данного правонарушения,сроки давности привлечения кадминистративной ответственностиначинают исчислять со дня его обнаружения.

Субъектамианализируемых правонарушений являются:граждане, индивидуальные предпринимателии юридические лица (в т.ч. и некоммерческиеорганизации, если они осуществляютпредпринимательскую деятельность, чтодопускается Законом о некоммерческихорганизациях)

Субъективнаясторона анализируемых правонарушенийхарактеризуется умыслом, реже -неосторожной формой вины.

Решаявопрос о том, образуют ли действия лицасостав административного правонарушения,предусмотренного частью 1 статьи 14.1КоАП РФ, необходимо проверять, содержатсяли в них признаки предпринимательскойдеятельности, перечисленные в пункте1 статьи 2 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации.

Всилу названной нормы предпринимательскойявляется деятельность, направленнаяна систематическое получение прибылиот пользования имуществом, продажитоваров, выполнения работ или оказанияуслуг, которая осуществляетсясамостоятельно на свой риск лицом,зарегистрированным в установленномзаконом порядке в качестве индивидуальногопредпринимателя.

Учитываяэто, отдельные случаи продажи товаров,выполнения работ, оказания услуг лицом,не зарегистрированным в качествеиндивидуального предпринимателя, необразуют состав данного административногоправонарушения при условии, есликоличество товара, его ассортимент,объемы выполненных работ, оказанныхуслуг и другие обстоятельства несвидетельствуют о том, что даннаядеятельность была направлена насистематическое получение прибыли.Вместе с тем само по себе отсутствиеприбыли не влияет на квалификациюправонарушений, предусмотренных статьей14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибылиявляется целью предпринимательскойдеятельности, а не ее обязательнымрезультатом.

Доказательствами,подтверждающими факт занятия указаннымилицами деятельностью, направленной насистематическое получение прибыли, вчастности, могут являться показаниялиц, оплативших товары, работу, услуги,расписки в получении денежных средств,выписки из банковских счетов лица,привлекаемого к административнойответственности, акты передачи товаров(выполнения работ, оказания услуг), еслииз указанных документов следует, чтоденежные средства поступили за реализациюэтими лицами товаров (выполнение работ,оказание услуг), размещение рекламныхобъявлений, выставление образцов товаровв местах продажи, закупку товаров иматериалов, заключение договоров арендыпомещений.

Источник: https://studfile.net/preview/1207059/page:3/

«Чужой среди своих», или Деятельность г-на Саверского по переносу уголовной ответственности медицинского персонала в администрат

Лица незаконно занимающиеся медицинской деятельностью несут

На днях СМИ широко осветили бурную деятельность известного правозащитника А. В.

Саверского по инициированию законодательных изменений, посвященных переносу ответственности с неосторожными формами вины медицинского персонала из Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

По крайней мере, так заявлено в его официальном обращении к Президенту РФ Путину В. В., депутатам Госдумы РФ, председателю Правительства РФ Медведеву Д. А., председателю СК РФ Бастрыкину А. И. и депутатам законодательных собраний субъектов РФ http://ligap.ru/netcat_files/File/закон%20по%20КОАП%2023.04.18.pdf

Справедливости ради стоит сказать, что инициатива подписана не только президентом «Лиги пациентов» Саверским А.В., но и двумя сопредседателями Гильдии защиты медицинских работников (Колкутин В.В., Юсуфов А.М).

К обращению приложены соответствующий текст законопроекта и пояснительная записка. Целью обращения позиционируется снижение растущего напряжения в здравоохранении. Чтобы не допустить возможных инсинуаций, хотелось бы с самого начала расставить все точки над «i» и обозначить свою позицию.

Факультет Медицинского Права всегда выступал за смягчение уголовной ответственности для медицинских работников – более того, в наших статьях всегда предлагались конкретные изменения в законодательстве (в том числе и уголовном), направленные на улучшение правовой защищенности врачей и других работников медицинской сферы.

Факультет Медицинского Права всегда считал и продолжает считать позорной и необоснованной практику уголовного преследования медицинских работников за ошибки в диагностике и лечении пациентов (так называемые «врачебные ошибки»).

Значительная часть нашей работы как раз и связана с превентивной ликвидацией рисков привлечения медицинских организаций и медицинских работников к различным видам юридической ответственности, а также с защитой представителей медицинского сообщества – если попытка необоснованного привлечения к ответственности все же произошла.

Мы с обеспокоенностью отмечаем нарастание конфронтации медицинских работников и пациентов и согласны с тем, что проблема может быть решена только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Однако федеральное законодательство, и в особенности Уголовный кодекс, – это уровень, на котором малейшие непродуманные изменения (даже имевшие перед собой благую цель) могут привести к катастрофическим последствиям.

Специфика российской законотворческой практики говорит о том, что изменения, внесенные в уголовное законодательство, крайне тяжело аннулировать в будущем – даже если они явно неудачны.

Ведь непродуманные изменения, столкнувшись с правоприменительной практикой и обвинительно-карательным подходом проверяющих и судебных органов, вместо ожидаемого облегчения могут значительно осложнить жизнь медицинского работника. Поэтому Факультет Медицинского Права, соглашаясь с насущной необходимостью смягчения уголовной ответственности медицинских работников по целому ряду составов преступлений, вынужден подробно рассмотреть все нюансы инициативы, выдвинутой А. В. Саверским: не только преимущества (о которых он красочно рассказывает в пояснительной записке), но и потенциальные, а точнее самые что ни на есть реальные, опасности. Опасности – именно для медицинского работника, на защиту которого якобы направлен законопроект А. В. Саверского.

Наш анализ инициативы вышел довольно-таки объемным, поэтому для тех, кто не любит читать лонгриды, рекомендуем просто начать с итоговых выводов.

«Им бы понедельники взять и отменить»

Безусловно, медицинское профессиональное сообщество встретило такую инициативу бурными аплодисментами и душевной (а может быть, и не только) поддержкой. Странно, если это могло быть иначе.

Столь дерзкая мысль о по сути индивидуальной, скажем так, кастовой, отмене Уголовного кодекса вряд ли всерьез и когда-либо вообще посещала медицинских работников.

А чем не мысль? Разве неверным является тот факт, что врачи трудятся день и ночь во благо жизни и здоровья пациентов, работая в столь сложных условиях несовершенной медицины и не менее совершенного законодательства? При этом количество медицинских уголовных дел растет год от года, а врачи позорно преследуются наравне с закоренелыми преступниками? Но выход есть: отменить уголовную ответственность врачей – и все дела. И чем тогда Саверский и его единомышленники не милые люди, оценившие по заслугам героический труд медиков и осознавшие всю несправедливость уголовных врачебных дел?

Но, к сожалению, нам не удалось уронить сентиментальную слезу, напротив, Факультет Медицинского Права плачет горькими слезами досады за доверчивость медицинского профсообщества.

Неладное можно было заподозрить уже на этапе чтения пояснительной записки к законопроекту. А. В.

Саверский пишет: «Любая попытка возбудить уголовное дело против врача наталкивается на стену корпоративности, – система здравоохранения, эксперты, иногда само государство (его органы) оказываются на стороне врача и защищают его». Таким образом, А. В.

Саверский прямо пишет о том, что врач якобы более защищен, чем пациент. Однако в реальности гораздо чаще встречается так называемый «потребительский экстремизм» со стороны пациента. Вызывают сомнения и утверждения А.

В Саверского о том, что «система здравоохранения, эксперты… само государство… на стороне врача и защищают его». Напротив, мы все гораздо чаще наблюдаем ситуацию, когда система здравоохранения и государство при малейших юридических сложностях бросают врача или даже действуют против него.

Рассказы о том, что система здравоохранения и государство «на стороне врача и защищают его» после дела Мисюриной выглядят циничной насмешкой над всеми врачами. Если верить А. В Саверскому, то против врачей должно возбуждаться больше уголовных дел – да вот беда, врачебная корпоративность мешает. Извините, Александр Владимирович, но мы с этим категорически не согласны.

Мы сочли необходимым предложить независимый юридический разбор обсуждаемой популистской инициативы президента Лиги пациентов Саверского А. В. и сопредседателей Гильдии защиты медицинских работников, потенциально способной привлечь колоссальное количество ничего не подозревающих медиков. В двух словах нами были рассмотрены следующие ключевые вопросы:

  • приведет ли принятие законопроекта к превращению уголовной ответственности в административную;
  • реально ли вообще это сделать;
  • что на самом деле предложено в законодательной инициативе;
  • какие новации предлагает законопроект и пойдут ли они на пользу медицинским работникам;
  • как воспримет законопроект общественность;
  • как повлияет на медицинских работников принятие и реализация законопроекта на практике (не ухудшится ли их положение);
  • снизит ли законопроект число исков, подаваемых недовольными пациентами к медицинским организациям;
  • кто истинные бенефициары (выгодополучатели) законопроекта.

Уголовный кодекс не для врачей (возможно ли уголовные составы перенести в административный кодекс)

Первое, с чем мы столкнулись, изучая инициативу о переносе уголовной ответственности в административную плоскость, был витиеватый и абсолютно противоречивый ход мысли г-на Саверского А. В.

С одной стороны, он всерьез (об этом чуть позже) предлагает перенести уголовные преступления врачей с неосторожной формой вины из Уголовного в Административный кодекс, с другой же стороны, высказывает по истине революционную мысль о том, что Уголовный кодекс вообще не распространяется на неумышленные действия врача. А зачем тогда переносить составы с неосторожной формой вины в КоАП РФ, если УК РФ и без того не распространяется на такие действия врача? Обычно человеку положено (юристу уж точно) как-то точнее определиться «туда» или «сюда», а вот это «туда-сюда» напоминает то, чем мужчины перестают заниматься годам к 30. Но давайте о конкретике.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae86559c3321b1f23ef3aba/chujoi-sredi-svoih-ili-deiatelnost-gna-saverskogo-po-perenosu-ugolovnoi-otvetstvennosti-medicinskogo-personala-v-administrat-5af4143d48c85e93123b16f5

Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать!

Лица незаконно занимающиеся медицинской деятельностью несут

Контролирующими органами, осуществляющими присмотр за работой организаций здравоохранения, соответствию их действий с полученной лицензией, являются Федеральная служба по надзору, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база

Ревизионные органы регулярно проводят запланированные и внеплановые походы по медицинским учреждениям либо к лицам, работающим в частном порядке. Их деятельность основывается на таких законодательных актах:

Информация! За несоответствие при работе требованиям полученной лицензии или ее отсутствием как таковой, имеются административная ответственность и уголовная.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Справка! При наложении штрафа изъятие имущества по обязательному принципу не производится, а осуществляется по усмотрению уполномоченных органов.

О том, как проверить лицензию на медицинскую деятельность самостоятельно любого учреждения, можно узнать в статье по ссылке.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей лицензии Росздравнадзора, позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года;
  • для обычных граждан – 500 – 1 000 руб.;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней;
  • 170 000 – 250 000 рублей или запрет на трудовую деятельность до девяноста дней.

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

  • для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей;
  • для должностных лиц предполагаются в сумме 3 000 – 4 000 руб.;
  • по отношению к юридическим лицам штраф будет равняться 30 000 – 40 000 руб.

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании».

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Уголовная ответственность

Согласно статье 171 и статье 235 Уголовного Кодекса РФ, если нелицензированная работа медика или организации привела к крупному ущербу гражданину либо была направлена на получение масштабного дохода, размеры которого утверждены статьей 169 УК РФ, последует наказание в виде:

  • принудительных работ сроком от 180 до 240 часов;
  • ареста на период от четырех месяцев до полугода;
  • тюремного срока, равного пяти годам.

Уголовное наказание несут в основном руководители организаций. Иногда оно может дополняться административными штрафами, если так сочтут нужным компетентные органы.

Во избежания проблем с законом, рекомендуем Вам получить необходимые для работы медицинские лицензии:

Нарушая требования лицензионного соглашения либо работая и вовсе без него, работодатель рискует расплатиться за это большим штрафом либо лишением свободы на некоторый срок.

Источник: https://znaipravo.com/litsenzirovanie/v-biznese/poluchenie-litsenzii/litsenziya-roszdravnadzora/med-deyatelnost-bez-litsenzii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.