Льготы википедия

Содержание

Что такое налоговые льготы и какими они бывают

Льготы википедия

Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.

Понятие и виды налоговых льгот

Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:

  1. Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
  2. Полное освобождение от отдельных налогов.
  3. Уменьшение облагаемой базы.
  4. Снижение налоговых ставок.
  5. Отсрочка или рассрочка по уплате.

Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).

Зачем нужны налоговые льготы

Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:

  1. Развитие определенных отраслей экономики.
  2. Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
  3. Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
  4. Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
  5. Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.

Кто устанавливает льготы по налогам

Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.

На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.

Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.

Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).

Вывод отдельных объектов из-под налогообложения

В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.

Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.

Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).

К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.

Полное освобождение от отдельных обязательных платежей

Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.

«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.

Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.

Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:

  1. Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
  2. Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
  3. Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)

Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.

Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ).

Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).

Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации.

В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ).

Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.

Снижение налоговых ставок

Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:

  1. По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
  2. По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).

Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:

  1. По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
  2. По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
  3. По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).

Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.

Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.

Перенос срока уплаты

Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.

  1. Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).

Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.

  1. Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).

Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.

Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.

Всегда ли нужны льготы

В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.

Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.

Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.

Вывод

Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.

Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.

Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.

Источник: https://uchet.pro/nalogovyie-lgotyi/

История льгот в России

Льготы википедия

В 1904 г. матросы крейсера “Варяг” и канонерской лодки “Кореец”, участвовавшие в неравном бою с японскими кораблями в бухте Чемульпо, были освобождены от всех налогов и пошлин.

В 1912 г., после принятия Думой нового трудового законодательства, рабочим вредных производств предоставлялось право раннего ухода на пенсию и бесплатного медицинского обслуживания. Тогда же было принято решение о введении бесплатного начального образования.

Большевики после прихода к власти провозгласили ряд льгот для части населения. Как правило, они относились к рабочим и красноармейцам, обеспечивая им некоторые преимущества перед крестьянами и тем более представителями ранее привилегированных классов. Например, в 1919 г.

семьи красноармейцев получили льготы при уплате продовольственной разверстки и паек, которые должны были компенсировать временное отсутствие кормильца. Тогда же красноармейцы получили право отправлять своим родственникам за счет государства продовольственные посылки весом до полутора пудов. А в начале 1921 г.

большевики отменили для рабочих плату за коммунальные услуги. Эти льготы были большей частью отменены во время НЭПа. Однако на их месте появились новые, ориентированные на условия временно возродившегося рынка.

Например, довольно многих рабочих снабжали натуральными продовольственными пайками по фиксированным ценам, которые были значительно ниже рыночных. Кроме того, бесплатным стало обучение вплоть до 7 класса.

Позднее распространение получили льготы, выделявшие уже не всех рабочих из остального населения, а так называемых передовиков из общего числа рабочих и служащих. Те, кто трудились наиболее производительно и проявляли общественную активность в одобряемых властях формах, могли получить бесплатные путевки в санатории, а иногда и остро дефицитное в то время жилье.

Целым рядом льгот в довоенный период пользовались те, кто был награжден редкими в ту пору орденами. Тогда же дети рабочих, служащих и колхозников получили право посещения детских садов за символическую плату (этой возможности были лишены единоличники и кустари-ремесленники).

Впрочем, очереди в детские сады зачастую были чрезвычайно велики, и преимущественным правом отдать ребенка в детский сад нередко также наделялись передовики производства. Кроме того, военные в 1930-е гг. получили право на проезд к месту отпуска и обратно за государственный счет. В послевоенное время появились некоторые льготы для семей, потерявших на войне кормильцев.

В частности, дети из таких семей освобождались от платы за посещение старших классов средней школы (бесплатным и обязательным тогда было только семилетнее образование).

В 1960-е – 1970-е гг. шел процесс постепенного распространения многих льгот на более широкие слои населения, а также появлялись новые льготы. Бесплатным для всех стало обучение в старших классах и вузах. Путевками в пансионаты и пионерские лагеря для детей за небольшую часть их реальной стоимости стали пользоваться очень многие.

Тогда же ветераны войны и ветераны-железнодорожники получили право на однократный бесплатный проезд в течение года в оба конца в поездах дальнего следования. Школьники и студенты дневных отделений вузов получили возможность покупать проездные билеты на городской и пригородный транспорт за 30% их обычной стоимости.

Льготы как бы представляли недоплаченную часть пенсий и заработных плат. Кроме того, они продолжали служить инструментами, дифференцирующими доступ различных категорий населения к социальным благам, тогда как в денежной оплате труда сильны были уравнительные тенденции. Наибольшее количество льгот было введено в 1990-е гг.

Тогда же появилась новая функция, изначально не присущая льготам. Они стали инструментом поддержания уровня жизни на фоне падения денежных доходов. Например, в Москве было принято решение о бесплатном проезде на городском транспорте для пенсионеров.

Затем последовали постановления о неполной оплате телефонной связи, коммунальных услуг, лекарств, а также о льготном проезде на пригородном транспорте для пенсионеров. Затем эти льготы распространились на многие категории госслужащих и военных. На фоне высокой инфляции льготы создавали серьезные социальные гарантии.

Так, цены на проезд в городском транспорте повышались, но пользователей соответствующей льготы этот процесс не затрагивал. Государство фактически брало на себя инфляционные риски, связанные с повышением цен на социально значимые услуги. Однако многие законодательно установленные льготы оказывались фактически малодоступными из-за недостатка финансирования.

Зачастую решения о введении льгот принимались на федеральном уровне, обязанность же финансировать эти льготы возлагалась на региональные и местные бюджеты, нередко дефицитные. В 2005 г. была проведена реформа, получившая название “монетизация льгот”. Она задумывалась ради упорядочения и рационализации системы льгот.

К началу этой реформы в стране насчитывалось более 1000 видов социальной поддержки населения. Только на федеральном уровне было установлено 156 видов социальных выплат, пособий, льгот, дотаций, оказываемых 236 категориям населения. Система льгот охватывала более половины российских семей, будучи крайне запутанной, социально и экономически несбалансированной.

Разработчики реформы стремились перевести денежные потоки к непосредственным получателям льгот. Однако реформа была плохо подготовлена, социально и политически чувствительные решения не были достаточно просчитаны. В результате реформа потребовала гораздо больше затрат, чем первоначально предполагалось, тогда как цели ее были достигнуты лишь частично.

Источники: Овчарова Л. Н. Социальные льготы: что получилось в результате монетизации? / Л. Н. Овчарова, А. И. Пишняк. SPERO. 2005. № 3; А. Шарипова “Льгот нет”. URL: gzt.ru/topnews/politics/40505.html

Коль скоро предпочтения налогоплательщиков значимы, замена натуральной формы денежной не привела бы к Парето-улучшению. В данном случае значима взаимозависимость полезностей.

Она проявляется в том, что уровень благосостояния индивида (значение его функции полезности) определяется не только его потребительским набором, но и благосостоянием других членов общества.

Увеличение потребления какого-либо товара или услуги индивидом А может доставлять положительную полезность индивиду В и одновременно отрицательную – индивиду С, а для индивида D быть безразличным.

Взаимозависимость полезностей трактуется как в терминах зависимости от потребления, так и в терминах зависимости от благосостояния.

Если UА и UВ – функции полезности индивидов, а векторы ХА и ХВ характеризуют их потребительские наборы, то зависимость от потребления выражается как UA = UA (ХА, ΧВ), а зависимость от благосостояния – как UA = UA(XA, UB). Если имеет место зависимость от благосостояния, взаимозависимы не только уровни полезности, но и предпочтения.

Взаимозависимые полезности и предпочтения постоянно дают о себе знать в повседневной жизни. Практически каждый человек заинтересован в благополучии своих детей не меньше, чем в собственном потреблении.

Как правило, индивиду небезразлично и положение многих других людей, хотя и в неравной степени. В терминах взаимозависимых полезностей описываются столь различные явления, как альтруизм, склонность навязывать другим свой образ жизни, а также зависть.

Однако при анализе обычного рыночного поведения от подобных взаимозависимостей, как правило, допустимо абстрагироваться. Поскольку это существенно упрощает анализ, такое абстрагирование обычно в микроэкономических построениях.

Однако когда речь идет о государственных социальных программах, имеющих перераспределительный характер, взаимозависимость полезностей играет ключевую роль.

Само наличие социальной помощи в условиях демократии свидетельствует о том, что положение нуждающихся небезразлично основной массе избирателей-налогоплательщиков. Предпочтения этой массы, естественно, могут ограничивать свободу выбора получателей помощи.

Причем в практике социальной помощи проявляются предпочтения скорее в отношении потребления малообеспеченных, чем непосредственно их благосостояния.

Это объясняется двояко: во-первых, значения функций полезности непосредственно не наблюдаемы; во-вторых, реальные предпочтения доноров отражают их нормативные представления о желательном образе жизни реципиентов (например, применительно к потреблению продовольствия, с одной стороны, и алкоголя – с другой).

Нередко социальная помощь призвана прямо или косвенно играть стимулирующую роль.

Это касается, например, пособий на детей, которые обычно вводятся с целью не только облегчить положение малоимущих, но и стимулировать рождаемость.

Сознательное придание помощи стимулирующих функций само по себе означает, что на ее масштабы, структуру и характер влияют нормативные представления тех, кто ее оказывает.

Пособий по социальной помощи много, и они могут быть по-разному организованы. Их общей чертой является то, что они все финансируются из налоговых поступлений, а не из страховых фондов.

Некоторые из них выделяются из центрального бюджета, другие из местных, одни бывают разовые, другие выплачиваются на протяжении какого-то времени, некоторые принимают вид денежных целевых грантов (например, стипендии на обучение), другие служат для снижения цен на какие-либо блага.

Тем не менее, существует два основных подхода к организации социальных выплат в зависимости от того, как отбираются получатели этих выплат: они могут либо назначаться по принципу принадлежности человека к определенной категории (безработный, инвалид, многодетная мать) – их так и называют категориальными пособиями, – либо выдаются семьям или индивидам после проверки их материального положения (например, пособие на ребенка может выплачиваться только семьям со средним доходом ниже определенного установленного уровня). Их часто также называют пособия с проверкой нуждаемости.

Важное отличие категориальных пособий от некатегориальных состоит в том, что первые исходят из типичных причин нуждаемости, тогда как вторые фокусируют свое внимание на результате.

Некатегориальные пособия с проверкой нуждаемости могут предоставляться на основе проверки доходов либо выявления потребностей семей. Основной недостаток программ с проверкой доходов заключается в том, что они не принимают во внимание степень нужды или обстоятельства, обусловливающие дополнительные расходы.

Программы с проверкой потребности в помощи учитывают не только уровень дохода, но и те особые обстоятельства, которые обусловливают необходимость дополнительных расходов.

При определении потребности работники социальных служб должны оценить, может ли домашнее хозяйство изыскать дополнительные ресурсы самостоятельно, за счет своих доходов, а также за счет ликвидных активов и имущества (сбережений, ценных бумаг, недвижимости и т.д.).

Совокупный доход, ликвидные активы и имущество соизмеряются с потребностями домохозяйства, в том числе специфическими (например, необходимость в специальном лечении).

Данные программы позволяют выделять приоритеты при оказании помощи, однако, их существенный недостаток заключается в том, что они вторгаются в частную жизнь получателей, поскольку для определения права на получение пособий необходимо представить очень подробную информацию.

При прочих равных условиях, некатегориальные пособия (с проверкой доходов и выявлением потребностей) более целенаправленны и менее разорительны для общества, чем категориальные пособия, положенные всем лицам, принадлежащим к данной группе, независимо от фактического уровня благосостояния.

Однако преимущества имеют обратную сторону: во-первых, далеко не все реально нуждающиеся обращаются за пособием (ошибки исключения), а во-вторых, подобная система требует высоких административных расходов. Дело в том, что проверка фактической нуждаемости сложна и трудоемка.

Категориальные пособия проще с точки зрения управления, но зачастую на вполне законных основаниях достаются тем, кто не слишком в них нуждается (ошибки включения).

Большинство российских пособий и льгот предоставляются гражданам (пенсионерам, инвалидам, студентам и т.д.

) по категориальному принципу, и лишь несколько пособий предполагают проверку дохода (среди них жилищные субсидии для бедных).

Встречается и сочетание категориального принципа и проверки доходов: например, одиноким матерям, имеющим низкий доход, размер ежемесячного пособия на ребенка увеличен.

Отметим, что предпочтения большинства налогоплательщиков следует отличать от предпочтений администрации программ. Именно потому, что натуральные формы помощи предполагают, как правило, более высокие административные издержки, более значительный штат служащих и т.п.

, существует источник постоянного бюрократического давления в пользу избыточной “натурализации” и усложнения программ.

В этой связи при прочих равных условиях целесообразно реализовывать такие программы помощи, которые стесняют свободу выбора получателей не больше, чем этого требует типичный налогоплательщик.

Источник: https://studme.org/65884/ekonomika/istoriya_lgot_rossii

Социальные льготы в РФ: Виды и получение

Льготы википедия

Социальные льготы:

  • это определенные меры социальной поддержки,
  • которые предоставляются государством отдельным категориям граждан РФ.

Такие меры социальной поддержки предоставляются:

  • в виде дополнительных прав или выплат;
  • полного или частичного освобождения от выполнения различного рода обязательств или осуществления платежей.

Государство устанавливает меры социальной поддержки граждан РФ в виде таких социальных льгот как:

Виды социальных льгот
Бесплатные лекарстваЛьготные рецепты
Льготы ветеранам боевых действийЛьготы афганцам
Льготы ветеранам ВОВЛьготы ветеранам труда
Льготы инвалидамЛьготы детям инвалидам
Льготы инвалидам 1 группыЛьготы инвалидам 2 группы
Льготы инвалидам детстваЛьготы работающим инвалидам
Льготы по оплате коммунальных услуг инвалидамЛьготы матерям 
Льготы на детейЛьготы многодетным семьям
Льготы труженикам тылаЛьготы чернобыльцам
Льготы участникам боевых действийЛьготы участникам боевых действий в Чечне
Льготы пенсионерамМонетизация льгот
Льготы почетным донорамЛьготы донорам

Кому положены социальные льготы

Помощь от государства в виде социальных льгот, как следует из названия льгот, могут получить следующие категории граждан:

Получатели социальных льгот
Участники ВОВ и других военных действий, а также их семьи
Инвалиды и ветераны труда
Лица, отмеченные государственными наградами
Труженики тыла
Доноры
Многодетные матери или отцы
Малоимущие граждане
Государственные служащие
Дети, не достигшие 16 лет
Пенсионеры
Лица, получившие радиацию в результате аварии на Чернобыльской и других АЭС
Безработные и др.

Особенности получения социальных льгот:

  • наличие гражданства РФ;
  • заявительный характер, т. е. социальные льготы предоставляются только после написания заявления на получения льготы;
  • возможность выбора формы получения социальной льготы:
    • денежные выплаты или получение социальных услуг в нематериальном виде$
    • например, социальным законодательством предусмотрена возможность замены натуральных услуг на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которая перечисляется одновременно с пенсионными выплатами;
  • в первую очередь предоставление социальных льгот наименее социально защищенным гражданам:

    • гражданам с низким уровнем дохода. Сюда попадают пенсионеры, малоимущие, семьи с ребенком-инвалидом, многодетные семьи и т.д.;
    • гражданам, достигшим определенного возраста. В основном это относится к пенсионерам по выслуге лет или по возрасту;
    • гражданам, имеющим особые заслуги или выдающиеся достижения перед Отечеством – Героям СССР, Соцтруда и РФ и др.;
    • детям, у которых отсутствует один или оба родителя;
    • нетрудоспособным гражданам, имеющим временную или постоянную нетрудоспособность;
    • многодетным гражданам и др.

Категории социальных льгот

Все социальные льготы можно разделить по категориям:

  • пенсионные выплаты;
  • жилищные льготы;
  • медицинские льготы;
  • проездные льготы;
  • налоговые льготы;
  • федеральные и региональные льготы и др.

Разница между федеральными и региональными социальными льготами

Федеральные социальные льготыРегиональные социальные льготы
Выплаты льгот осуществляются из федерального бюджетаВыплаты льгот осуществляются из регионального бюджета
Выплаты льгот из федерального бюджета не дублируются региональными льготамиПолучать аналогичную льготу на федеральном и региональном уровнях невозможно
Льготы предоставляются согласно Федеральному законодательствуДля утверждения региональных льгот не требуется федерального законодательства

Куда обращаться для получения социальных льгот

В зависимости от вида социальных льгот их оформлением занимаются:

  • как государственные федеральные органы,
  • так и региональные органы.

Для получения ряда федеральных социальных льгот (выплат):

  • необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда РФ.

Для уточнения своих прав на региональные социальные льготы (выплаты и компенсации):

  • необходимо обратиться в местные органы социальной защиты населения.

Для сокращения срока оформления социальных льгот во многих регионах работают МФЦ Госуслуг:

  • там можно получить информацию о порядке оформления различного рода социальных льгот.

Чтобы оформить налоговые льготы (социальные налоговые вычеты):

  • заявитель должен подать в налоговые органы по месту проживания документы для подтверждения статуса налогового льготника.

Право на социальную защиту: социальное страхование

Источник: https://moiprava.info/strakhovanie/sotsialnoe-strakhovanie/1128-sotsialnye-lgoty-v-rf-vidy-i-poluchenie

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Льготы википедия

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

  • налоговые вычеты;
  • пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
  • уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
  • иные формы.

Классификация  налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

  • освобождении от налога;
  • уменьшении налоговой базы;
  • предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу.

Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное  одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения  налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах).

Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья  56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Налоговые льготы: подробности для бухгалтера

  • Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения … нередкими стали вопросы соотношения понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», … налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым … налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым … истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы. Помимо этого, налогоплательщикам следует … базы, тогда как функция налоговой льготы – предоставление отдельным категориям налогоплательщиков …
  • Налоговые льготы для it-компаний. Почему государство пошло навстречу? … принят 265-ФЗ, который дает налоговые льготы «айтишникам» с 2021 года. Рассказываем … принят 265-ФЗ, который дает налоговые льготы «айтишникам» с 2021 года. Рассказываем …
  • Как вести бухучет резидентам Сколково с учетом предоставленных налоговых льготНесмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены … налоговых послаблений. Несмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены … другой стороны возникает возможность использования налоговых льгот, предоставляемых резидентам Сколково.
    Гранты … грантовые средства, учитывают раздельно.
    Налоговые льготы
    Предоставляются резидентам иннограда на десятилетний … наличия статуса. Допускается отказаться от налоговой льготы, но повторно подать заявление …
  • Налоговые льготы и необоснованная налоговая выгода путем создания фиктивного документооборота … , закрепили сложившуюся практику относительно применения налоговых льгот. Статья обозначает пределы осуществления прав … , закрепили сложившуюся практику относительно применения налоговых льгот. Статья обозначает пределы осуществления прав …
  • Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу … высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого … законодательство.
    Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в … 2017 № 103-ОЗ
    0 %
    Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов … не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то … РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого …
  • Сверка с налоговым органом по транспортным средствам и земельным участкам … о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абз … от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это … указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), … право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления … в предоставлении налоговых льгот указываются мотивированные основания отказа в предоставлении налоговой льготы.
    * * * …
  • Организация на ЕСХН: нужно ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество … указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему … , при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими … , подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный … налогоплательщика – организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или … Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их …
  • Споры по имущественным налогам (Практика Верховного Суда РФ за 2018 год) … заявитель, не устанавливают механизм реализации налоговой льготы, предусмотренной частью 3 статьи 2 … таком положении отказ в предоставлении налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 … не дает оснований для использования налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 … своему усмотрению расширять пределы действия налоговой льготы. Следовательно, в соответствии с Перечнем … об отсутствии оснований для применение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 …
  • Особенности исчисления транспортного налога организациями … согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение … о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо … сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
    В … также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
    Формы заявления … налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и ( …
  • Обзор основных изменений НК РФ, которые внесены законом № 325-ФЗ … что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и … документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы … услуг.
    Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение … результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику … также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
    Формы заявлений …
  • Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов … -ПК).
    Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так … .11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на … отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый … окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и …
  • «Без передачи третьим лицам» – неоднозначное условие применения льготы, предусмотренной в пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ … -П и др.).
    Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности …
  • Как не платить налоги при продаже бизнеса с 5-летней историей? … значения.
    До 2019 г. такой налоговой льготой могли воспользоваться только те физические … на все акции.
    Под действие налоговой льготы подпадают:
    акции любых непубличных акционерных … отчуждения доли/ акций будут действовать налоговые льготы. Налоговые льготы распространяются на ситуации:
    купли-продажи … прочих условий, конечно).
    Однако, важно! Налоговые льготы не применяются при ликвидации организации … продаже бизнеса.
    Кроме того, рассмотренные налоговые льготы могут быть полезны не только …
  • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 1-ое полугодие 2019 года … ), а следовательно, оспариваемое законоположение, устанавливающее налоговую льготу, само по себе не может … у законодателя дискрецию при установлении налоговых льгот, сами по себе не могут … ) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определение от 7 февраля 2008 …
  • Транспортный налог для сельскохозяйственного транспорта … при заполнении строки 230 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в … на эту льготу.
    К сведению:
    Налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а … сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovye_lgoty.html

ЛЬГОТА

Льготы википедия

Льготы

отступления от общих правил в пользу отдельных видов, субъектов или результатов деловой, экономической, социальной и политической деятельности.

Источник: Интеллектуальная собственность от А до Я справочник КубГАУ Краснодар

ЛЬГОТЫ

предоставление кому–либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например, налоговые льготы.

Источник: Гражданское право (терминологический словарь). 2018

ЛЬГОТА

частичное или полное освобождение от выполнения определенных обязательств, преимущество, дополнительное право, предоставляемое определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Чаще всего такие преимущества имеют форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые Л.

) и от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), а т.ж. освобождения от выполнения общих для всех обязанностей или форму дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия). Адресные (именные) Л.

предоставляются конкретным лицам или организациям по решению государственных органов.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Льготы

составная часть специализированного правового статуса гражданина. Выражаются они в предоставлении каких-либо преимуществ. По своей правовой природе льгота – это либо дополнительные права по сравнению с другими субъектами, либо освобождение от определенных обязанностей.

Назначение правовых льгот сводится к обеспечению социальной справедливости по следующим обстоятельствам: оказание помощи для достижения социального равенства (например, льготы многодетным семьям); своеобразное поощрение за особые заслуги лиц перед государством, обществом (например, льготы для инвалидов Великой Отечественной войны); учет особых условий деятельности (например, льготы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера); стимулирование вида деятельности, в котором заинтересовано общество (например, льготы рабочим и служащим, совмещающим работу с обучением).

Источник: Теория государства и права в схемах и определениях

Льгота

это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы (что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов) и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Льготы представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, являясь способом юридической дифференциации. Они выступают элементом специального правового статуса лица, механизмом дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера. Льготы есть правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами нормотворчества. Правовые льготы выполняют две основные функции: компенсационную (создают хотя бы примерно равные возможности для развития неравных в силу биологических и социальных причин лиц) и стимулирующую (побуждают к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица).

Источник: Большой юридический словарь

ЛЬГОТА

Льгота – это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав, так и в освобождении от обязанностей.При установлении льгот законодатель ставит цель – социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льгот.Правовые льготы имеют следующие признаки:- льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, чтообязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов;- льготы представляют собой специфические исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, являясь способом юридической дифференциации. Льготы выступают элементом специального правового статуса лица, механизмом дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера;- льготы есть правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами в правовых актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель – свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.Правовые льготы выполняют две основные функции:- компенсационную функцию (создают приблизительно равные возможности лицам для развития неравных в силу биологических и социальных причин);- стимулирующую функцию (побуждение к отдельным видам общественно-полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лиц).Специальным во многом исключительным, монопольным видом льгот являются привилегии – льготы, предоставляемые конкретным субъектам (прежде всего властным органам и должностным лицам), необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих специфических обязанностей. Привилегии, являясь разновидностью льгот, имеют свои отличительные особенности:- сориентированы на конкретный круг лиц;- носят характер исключения из исключений, изъятия, как из общих, так и из особенных норм права. Учитывая потенциал посягательства привилегий на основные принципы права – справедливость, равноправие и т.п., их количество должно быть минимальным;

– могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусе. В основном привилегии сориентированы на политическую элиту, властные органы и должностные лица, но вместе с тем как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, организациям и другим лицам.

Источник: Юридическая техника. Словарь-справочник.

Источник: https://determiner.ru/termin/lgota.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.