Кто устанавливает статус ребенок инвалид

Содержание

Права ребенка-инвалида: предоставление жилья и земельных участков. Какие льготы положены от государства?

Кто устанавливает статус ребенок инвалид

В случае серьезных заболеваний ребенку присваивают категорию «инвалид». В современном обществе это означает, что ребенок имеет дополнительные права и льготы, которые облегчат жизнь ему и его близким.

Основные льготы и помощь детям-инвалидам

За детьми-инвалидами требуется больший уход, поэтому их родители или опекуны зачастую не могут посвящать достаточно времени работе. Для помощи таким семьям государство предоставляет денежные выплаты и ряд льгот.

Детям-инвалидам положена ежемесячная пенсия. Один из неработающих родителей имеет право на единую денежную выплату в течение того периода, когда он вынужден ухаживать за ребенком-инвалидом. Размер пенсии зависит от территории проживания и индексируется каждый год.

Кроме того, для этой категории граждан положены следующие льготы:

  • на жилье;
  • на транспорт;
  • на медицинское обслуживание;
  • на образование;
  • на налоги.

Каким детям могут присвоить статус «ребенок-инвалид»?

Инвалидность присваивается детям по заключению медицинской экспертизы, если врачи обнаруживают стойкие нарушения здоровья, дефекты или травмы, вызывающие сложности в социализации и утрату способности к самообслуживанию. Если есть шанс на реабилитацию, статус присваивается временно, на 1-2 года или 5 лет. В более тяжелых случаях статус будет иметь силу до 18 лет.

Если у ребенка есть неизлечимое заболевание, но оно не мешает ему жить, общаться с людьми и самому себя обслуживать, в инвалидности может быть отказано.

Став совершеннолетними, все граждане с инвалидностью должны пройти медкомиссию еще раз, чтобы определить 1-3 группу инвалидности либо отменить статус в случае выздоровления.

Права

Российский закон охватывает права детей с ограниченными возможностями в самых различных сферах жизни. Например, дети-инвалиды имеют право бесплатно пользоваться городским транспортом, а также покупать за полцены билеты на междугородний транспорт, если дата поездки выпадает на период с октября по май.

Семьи с детьми-инвалидами имеют льготы по уплате налогов. Один из родителей по их выбору имеет право на налоговый возврат, а сам ребенок, если он является собственником жилья, освобождается от налога на имущество.

На некоторых аспектах остановимся более подробно.

Право на образование. А именно бесплатное обучение в дошкольных учреждениях, школе, училище и вузе. Дети с ограниченными возможностями принимаются в детские сады вне очереди.

На бюджетные места в средне-профессиональное и высшее учебные заведения они могут поступить, если сдадут вступительные экзамены. Существуют также специализированные учебные заведения, которые принимают учащихся с определенными видами нарушений здоровья и проводят их реабилитацию по особым программам.

Такая возможность обучения предоставляется детям с нарушениями умственного развития, опорно-двигательного аппарата, органов чувств и т. д.

Право на жилье. Если больному ребенку требуется жилплощадь, она будет предоставлена вне очереди при распределении жилья нуждающимся. Детали этого процесса различаются в зависимости от региона, поэтому нужно выяснять по месту жительства, на что можно претендовать в каждом конкретном случае.

Право на медицинское обслуживание. Дети-инвалиды имеют право на бесплатные лекарства, медицинские принадлежности, кресла-коляски, протезы и т. п. Отпускаются эти средства при наличии рецепта от врача. Также бесплатно предоставляется программа реабилитации, в том числе лечение в санатории с оплатой проезда туда и обратно как ребенку, так и сопровождающему лицу.

Право на выбор школы. Для детей с ограниченными возможностями формируются коррекционные классы и создаются специализированные учебные заведения, где работают педагоги с соответствующей профессиональной подготовкой.

В таких школах есть особое оснащение и учебные материалы, например, подходящая мебель или книги со шрифтом Брайля. По рекомендации медкомиссии ребенок может отправиться на учебу в такую школу, хотя не всегда родители согласны с этим решением и предпочитают обычную школу или частную школу.

Это не запрещается, поэтому все зависит от степени нарушения здоровья ребенка.

Если же заболевание не дает возможность посещать школу, можно пойти по одному из трех путей:

  • поступить в Центр дистанционного обучения;
  • обучаться на дому;
  • выбрать семейное образование (сняв со школы ответственность за качество образования).

Независимо от выбранной формы обучения, дети обязаны сдавать экзамены для получения аттестата.

Право инвалида на получение земельного участка

По российскому закону (ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995), люди с ограниченными возможностями и представители детей-инвалидов (родители или опекуны) имеют право на льготное получение земельного участка.

Для получения земли не нужно участвовать в аукционе: участок можно получить автоматически, если не будет других претендентов из числа нетрудоспособных граждан. Однако существуют некоторые ограничения.

Во-первых, земельный участок должен находиться в муниципальной собственности, и именно местные власти решают, будет ли он предоставлен бесплатно или по сниженной цене.

Во-вторых, необходимо обосновать потребность в участке и указать, что именно на нем будет построено.

И наконец, в течение трех лет после приобретения участка на нем должно действительно начаться возведение сооружения или хозяйства, о котором было заявлено. Это может быть жилой дом, гараж, дача, огород или сад.

Как получить земельный участок

В первую очередь, нужно подготовить документы, подтверждающие инвалидность. Затем необходимо обратиться в местную администрацию и написать заявление, в котором будет обоснована необходимость в земельном участке и указано, что там будет построено.

К этому заявлению прикладывается пакет документов, куда входят:

  • паспорт заявителя;
  • справка о составе семьи и копии паспортов и свидетельств о рождении детей;
  • ИНН;
  • справка об инвалидности;
  • справка о доходах семьи и документы, подтверждающие тяжелое финансовое положение.

Ответ от уполномоченных органов поступает приблизительно в течение 30 дней. Если он положительный, можно приступать к регистрации участка в Росреестре.

Воспользоваться правом на получение земельного участка можно только один раз в жизни. Если строительство так и не началось, участок будет изъят.

Повторно обратиться с заявлением можно, только если участок стал непригодным для строительства в результате землетрясения или иного бедствия.

Как получить квартиру

Чтобы приобрести квартиру на льготных условиях, необходимо подтвердить, во-первых, что ребенок является инвалидом, а во-вторых, что он нуждается в улучшении жилищных условий.

Закон разделяет тех, кто встал на учет до 1 января 2005 года, и тех, кто встал на учет позже. Первая группа граждан имеет право на получение денежных средств на покупку жилплощади. Вторая группа может претендовать на предоставление жилья.

Имеет смысл попытаться встать в очередь на получение социального жилья, если:

  • семья с больным ребенком не имеет собственного жилья;
  • размер жилплощади ниже установленных нормативов;
  • место проживания является аварийным или не соответствует санитарно-гигиеническим нормам;
  • в одной квартире живут люди, не являющиеся родственниками.

Собрав пакет документов, необходимо подать его в органы местного самоуправления. Основными документами являются:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • справка об инвалидности;
  • справка о составе семьи;
  • справка о размере доходов;
  • выписка лицевого счета;
  • выписка из домовой книги;
  • копия кадастрового плана.

Каждый регион вправе самостоятельно определять правила выдачи квартир нуждающимся, а также кто вправе на него претендовать.

Таким образом, специальная комиссия будет решать, есть ли основания для постановки в очередь на жилье.

Итак, несмотря на то, что жизнь детей-инвалидов имеет массу сложностей, в Российской Федерации есть законы, дающие им шанс на реабилитацию и улучшение качества жизни.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/rebenka/prava-invalidov.html

Что ждет ребенка-инвалида после 18 лет? Взрослая жизнь или череда новых проблем

Кто устанавливает статус ребенок инвалид

Далеко не для всех наступление совершеннолетия ассоциируется с началом взрослой жизни и открывающимися горизонтами впереди. Для детей-инвалидов и их родителей 18-летие — это рубеж, за которым их ожидает масса новых трудностей. С чем они связаны?

До совершеннолетия все дети с инвалидностью находятся в одинаковом положении. У них нет, как у взрослых, разделения на группы. Есть одна общая категория, которая дает равные права на выплаты, льготы и реабилитацию.

Детская категория автоматически приравнивается к 1 группе инвалидности. Соответственно, до 18 лет ребенку положена пенсия максимального размера, а родителям, в качестве вспомогательного инструмента, назначается пособие ЛОУ. А что потом?

Жизнь после 18 лет

Совершеннолетие — это полное обнуление детского статуса инвалида со всеми вытекающими. Взрослая жизнь ребенка-инвалида начинается с переосвидетельствования при прохождении МСЭ, но уже во взрослой поликлинике.

Теперь многое будет зависеть от оценки состояния ребенка медиками, которые будут присваивать ему группу. Тут важно заметить, что придется заново заниматься сбором полного пакета документов и пройти новое обследование у других незнакомых врачей.

Причем выписки из детской поликлиники уже мало кого будут интересовать. Соответственно, далеко не факт, что ваш ребенок получит именно 1 группу, по которой ранее назначалась максимальная пенсия и соответствующие льготы.

Внимание, важен не диагноз!

Родителям необходимо подготовиться к взрослой МСЭ. То есть быть информационно подкованными и готовыми ко всему.

Обращайте внимание медиков не на диагноз ребенка, а на функции, ограничивающие его возможности.

Основные аргументы при установлении инвалидности:

  1. Отсутствие способности к самообслуживанию.
  2. Невозможность самостоятельно передвигаться.
  3. Отсутствие коммуникативных навыков, контроля за поведением и ориентации.
  4. Неспособность (или частичная способность) к труду и обучению.

Степень выраженности нарушений можно оценить только с учетом всех выше указанных критериев. Подробнее о степени ограничений при установлении группы можно в Приказе Минздрава №1013 (Утверждение классификаций и критериев, используемых МСЭ).

Также комиссия обращает внимание на следующие моменты:

  • Насколько часто родители с ребенком посещали врача и проходили детское МСЭ.
  • Необходимость в реабилитации, прохождение курсов.
  • Насколько эффективно лечение.

С комплексным учетом всех факторов и грамотного подхода родителей можно добиться результата, который устроит всех.

Карета превратилась в тыкву?

Теперь размер пенсии совершеннолетнего инвалида напрямую зависит от присвоенной ему группы инвалидности.

Например, размер социальной пенсии инвалида 2 группы составляет 5283 рубля, та же группа, но у инвалида с детства уже получит выплаты в размере 10567 руб.

Однако если совершеннолетнему будет установлена третья группа, то независимо от статуса (инвалид с детства) размер его социальной пенсии сократится вдвое — до 4491 рубля.

Помимо социальной пенсии, совершеннолетний инвалид имеет право на страховую пенсию, что ощутимо скажется на размере выплат.

Не удивляйтесь, что мы затронули этот вопрос. Действительно, откуда может взяться трудовой стаж у ребенка-инвалида? А вот об этом стоит задуматься заранее.

Дело в том, с момента получения паспорта в 14-летнем возрасте родители могут оформить на ребенка счет в пенсионном фонде, куда будут перечисляться добровольные страховые взносы.

Таким образом вы можете обеспечить своему уже совершеннолетнему чаду ощутимую прибавку к пенсии. Достаточно иметь хотя бы один трудовой день, чтобы все годы добровольных взносов превратились в годы трудового стажа.

На какие льготы рассчитывать инвалиду после 18 лет

Помимо пенсии, ребенку-инвалиду были положены еще и всевозможные льготы.

Посмотрим, что останется после совершеннолетия:

  • ЖКХ — 50%-я скидка, но только на ту долю, которая приходится именно на него.
  • Налог на собственность (движимую или недвижимую) — 100% скидка, но на что-то одно (один автомобиль, дом, квартира).
  • Лекарства — только те, что попадают в льготный список. Проще говоря, не из дорогого ассортимента.
  • Бесплатный проезд на транспорте и до места лечения.
  • Обеспечение средствами реабилитации, которые вписаны в ИПРА.
  • Санаторий — в порядке общей очереди. Как правило, можно забыть.
  • Сопровождение в больнице — даже если ребенку требуется уход, в больнице он будет находиться уже без вашего присмотра.
  • Пособие ЛОУ — положено только родителям (или опекунам) трудоспособного возраста при условии, что у ребенка 1 группа инвалидности.

Медицинское обслуживание (паллиатив или надомный учет) совершеннолетний инвалид также будет получать только на общих основаниях или за свой счет.

А что остается родителям?

Если вашему ребенку требуется уход и после 18 лет, то придется оформлять опекунство. Но для этого ребенок должен быть признан недееспособным. Обычно это касается нарушений психики.

Опекунство тоже несет за собой массу подводных камней. Нужно собирать кучу справок и документов, доказывать, что вы достойный кандидат и что ваш ребенок действительно нуждается в опеке.

Затем вас ожидают постоянные проверки со стороны органов опеки по содержанию инвалида, разрешение на снятие и отчеты по тратам пенсионных денег. Так что здесь стоит 10 раз подумать, стоит или нет.

Есть другой вариант — установление попечительства без лишения дееспособности. Правда, на практике это осуществить гораздо сложнее.

После совершеннолетия ребенка-инвалида родители также теряют ряд льгот:

  1. Возвращается транспортный налог, от которого ранее вы были освобождены.
  2. Скидка 50% на ЖКХ и ОСАГО больше не действует.
  3. Работающие родители лишаются налогового вычета.

  4. Если ранее вас не имели права уволить или лишить дополнительных выходных, то теперь работодатель имеет полное право поступать по своему усмотрению.

Однако досрочный выход на пенсию в 50-55 лет, для женщин и мужчин соответственно, все же оставили. Хоть что-то!

Мы охватили только самые основные вопросы, связанные с инвалидностью после совершеннолетия. Судя по откликам читателей, многие родители сталкиваются с безобразным отношением со стороны медиков и органов опеки.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pandus/chto-jdet-rebenkainvalida-posle-18-let-vzroslaia-jizn-ili-chereda-novyh-problem-5de03c97e2f5733f78b8873b

Кто относится к категории граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья» – права, льготы, соцподдержка, адаптация

Кто устанавливает статус ребенок инвалид

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только.

Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью. На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно.

При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности. Нюансы темы раскроем далее.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»

Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.

Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно. 

И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации. 

Законы РФ о статусе детей с ОВЗ

Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:

– права на соцзащиту;

– свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;

– привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;

– госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;

– преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.

С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:

– медицинское обслуживание (бесплатно);

– юридическую защиту;

– материальное обеспечение;

– образование (от ДОУ до проф. уровня);

– соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.

Виды ОВЗ у детей

Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма. При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:

1 — продолжительные нарушения до 30%;

2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%

3 — стойкие нарушения до 80%

4 — значительные отклонения от нормы до 100%.

Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:

– психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;

– сенсорные — сохранность зрения, слуха;

– вербальные — способность к речевому выражению;

– нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.

Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.

В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:

– обучению;

– координации;

– передвижению;

– ориентированию;

– самообслуживанию;

– поведенческому контролю;

– адекватному восприятию мира.

Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»

Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную). Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.

В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд.

Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ.

Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.

МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.

В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.

По итогу путём ания принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов.

Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.

Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.

Льготы и привилегии для детей с ОВЗ

Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:

– гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;

– за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;

– на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;

– выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;

– благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;

– открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;

– создаются возможности для получения надомного или специального образования;

– внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;

– предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.

Социальная поддержка детей с ОВЗ

Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений.

Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только. Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения.

Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности. Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.

Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.

Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.

Проблемы адаптации детей с ОВЗ

Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.

То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто.

По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами.

Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.

В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение. Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.

Источник: https://DoorinWorld.ru/publikaczii/kategoriya-grazhdan-deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.