Критерии ограничения жизнедеятельности

Ограничения жизнедеятельности;

Критерии ограничения жизнедеятельности

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

К основным видам оцениваемых нарушений функций организма относятся:

· нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

· нарушения языковых и речевых функций (нарушение устной (заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушение голосообразования);

· нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

· нарушение статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

· нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

· нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функции организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 -я степень – легкие (незначительно выраженные) нарушения функции;

2 -я степень – умеренные (умеренно выраженные) нарушения функции;

3 -я степень – выраженные нарушения функции;

4 -я степень – резко выраженные нарушения функции.

Жизнедеятельность – совокупность всех видов деятельности в рамках целостного организма, достигаемая за счет взаимодействия функций различных органов и систем в рамках целостного организма, способствующая формированию сложных биосоциальных функций индивидуума (категорий жизнедеятельности), обеспечивающих независимое существование в окружающей среде;

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, которая приводит к невозможности выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычных для человека, воздвигает барьеры в среде его обитания и приводит к социальной недостаточности;

К основным критериям жизнедеятельности человека относятся:

а)способность к самообслуживанию – способность самостоятельно справляться с основными физиологическими потребностями, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены, обеспечивающая эффективное независимое (в соответствии с возрастными особенностями) существование в окружающей среде;

б)способность к самостоятельному передвижению – способность эффективно самостоятельно передвигаться (ползать, ходить, бегать, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела, удерживать позу, пользоваться личным и общественным транспортом) в своем окружении в рамках выполняемой бытовой или ведущей возрастной деятельности, обеспечивая возможность быстро и адекватно модифицировать свои действия.

в)способность к ориентации – способность самостоятельно воспринимать и анализировать окружающую действительность (место, пространство, время, личность).

г)способность к общению – способность устанавливать контакты с другими членами общества и поддерживать привычные взаимоотношения путем восприятия, переработки и воспроизведения информации.

д)способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами среды обитания.;

е)способность к обучению – способность к восприятию, осмыслению, накапливанию и воспроизведению информации и знаний (общеобразовательных, специальных, профессиональных), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми), выполнению необходимых практических действий;

ж)способность к трудовой деятельности – совокупность физических, психофизиологических и психологических возможностей, формируемых в результате физического, психологического и культурного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства, необходимых и достаточных для качественного выполнения любого (в том числе неквалифицированного) труда обычного содержания, обычным способом, в обычном объеме и обычных условиях, способность выполнять обычную для человека роль в жизни (с учетом возраста, пола, места жительства, образования), способность к самостоятельному проживанию, установлению социальных связей, поддержанию экономической независимости.

з)способность к ведущей возрастной деятельности (при оценке категорий нарушения жизнедеятельности у детей) – способность выполнять деятельность, определяющую основное содержание повседневной жизни ребенка в конкретный возрастной период:

от 0 до 1 года – эмоционально-личностное общение (с матерью, лицом, осуществляющим уход);

от 1 до 3 лет – предметная деятельность;

от 4 до 6 лет – игровая (сюжетно-ролевая) деятельность;

от 7 до 13 лет – познавательная деятельность;

от 14 до 18 лет – общение, учебно-профессиональная деятельность.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих нарушение основных категорий (критериев) жизнедеятельности человека, выделяют пять функциональных классов их выраженности (%):

ФК 0 – характеризует отсутствие нарушения жизнедеятельности (0 %);

ФК 1 – легкое нарушение (от 1 % до 25 %);

ФК 2 – умеренно выраженное нарушение (от 26 % до 50 %);

ФК 3 – выраженное нарушение (от 51 % до 75 %);

ФК 4 – резко выраженное нарушение (от 76 % до 100 %).

Ограничения жизнедеятельности оцениваются по каждому критерию в отдельности, учитывая возможность компенсации с помощью лекарственных средств, технических или иных вспомогательных средств, а также степень взаимного отягощения нарушенных функций организма в рамках одной из категорий.

Источник: https://studopedia.su/3_8716_ogranicheniya-zhiznedeyatelnosti.html

Группа инвалидности

Критерии ограничения жизнедеятельности
Панов А.В.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет -категория “ребенок-инвалид”.

Классификация групп инвалидности
Категории жизнедеятельности и степени их выраженности
Степени ограничения способности к самообслуживанию
Степени ограничения способности к самостоятельному передвижению
Степени ограничения способности к ориентации
Степени ограничения способности к общению
Степени ограничения способности контролировать свое поведение
Степени ограничения способности к обучению
Степени ограничения способности к трудовой деятельности
Классифицирующие признаки групп инвалидности
Общие сроки установления групп инвалидности
Специальные сроки установления групп инвалидности

Классификация групп инвалидности

Группы инвалидности – это классификация по признакам степени выраженности нарушения функции организма и степени ограничений жизнедеятельности.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория “ребенок-инвалид“. (Рис. 1)

Группы инвалидности – Рис. 1

Степень стойкого нарушения функции организма является отправной точкой для установления группы инвалидности. (Рис. 2)

Группы инвалидности – Рис. 2

Вышеназванная взаимосвязь исходя из законов логики очевидна: чем больше нарушения здоровья, тем выше ограничения жизнедеятельности и необходимость в их замещении и компенсации мерами социальной защиты (Рис.3)

Группы инвалидности – Рис. 3

Категории жизнедеятельности и степени их выраженности

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Группы инвалидности – Рис. 4

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Степени ограничения способности к самообслуживанию

Классификации степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека

Группы инвалидности – Рис. 5. Минимальной степени выраженности ограничений жизнедеятельности соответствует 1 степень, максимальной 3 степень.

Способность к самообслуживанию – способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

Классификация степеней ограничения способности к самообслуживанию

Группы инвалидности – Рис. 6. Классификация ограничения способности к самообслуживанию

Степени ограничения способности к самостоятельному передвижению

Способность к самостоятельному передвижению– способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Классификация степеней ограничения способности к самостоятельному передвижению

Группы инвалидности – Рис. 7. Классификация ограничения способности к самостоятельному передвижению

Степени ограничения способности к ориентации

Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности – Рис. 8. Классификация ограничения способности к ориентации

Степени ограничения способности к общению

Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности – Рис. 9. Классификация ограничения способности к общению

Степени ограничения способности контролировать свое поведение

Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

Классификация степеней ограничения способности контролировать свое поведение

Группы инвалидности – Рис. 10. Классификация ограничения способности контролировать свое поведение

Степени ограничения способности к обучению

Способность к обучению – способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

Классификация степеней ограничения способности к обучению

Группы инвалидности – Рис. 11. Классификация ограничения способности к обучению

Степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями , объему, качеству и условиям выполнения работы.

Классификация степеней ограничения способности к трудовой деятельности

Группы инвалидности – Рис. 12. Классификация ограничения способности к трудовой деятельности

Классифицирующие признаки групп инвалидности

Группа инвалидности123Ребенок– инвалид
Степень расстройства функций организма Стойкое, значительно выраженное (4 степень)Стойкое выраженное (3 степень)Стойкое, умеренно выраженное (2 степень)Не менее стойкого, умеренно выраженного (2 степень)
Условия по количеству ограничений жизнедеятель- ностиНаличие не менее одного ограниченияНаличие не менее одного ограниченияНаличие не менее двух ограничений, или ограничения способности к труду 1 степениНаличие не менее одного ограничения
Степень ограничения жизнедеятельности:
Способности к самообслуживанию3211
Способности к передвижению3211
Способности к ориентации3211
Способности к общению3211
Способности контролировать свое поведение3211
Способности к обучению3211
Способности к трудовой деятельности3211
Нуждаемость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию ДаДаДаДа

Группы инвалидности – Таб. 13. Классифицирующие признаки групп инвалидности

Общие сроки установления групп инвалидности

Группы инвалидности – Рис. 14. Общие сроки установления инвалидности

Специальные сроки установления групп инвалидности

Специальные сроки установления группы инвалидности без срока переосвидетельствования:

категория ребенок–инвалид /возраст до 18 лет/;

взрослые с 18 лет устанавливаются при наличии соответствующих условий (рис.15-16).

Группы инвалидности – Рис. 15

Перечень:

  1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).
  2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.
  3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.
  4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.
  5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).
  6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).
  7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.
  8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).
  9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
  10. Полная слепоглухота.
  11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).
  12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ – III степени и коронарной недостаточностью III – IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ – III стадии).
  13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III – IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ – III степени.
  14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II – III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ – III степени.
  15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.
  16. Неустранимые каловые свищи, стомы.
  17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).
  18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.
  19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.
  20. Врожденные аномалии развития костно-мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования.
  21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия) и тяжелым расстройством функции тазовых органов.
  22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.
  23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.
  • Понятие “Инвалидность”
  • Обжалование решений МСЭ
  • Медико-социальная экспертиза

Комментарии для сайта Cackle

Источник: http://pravo-med.ru/articles/2404/

Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности

Критерии ограничения жизнедеятельности

Критерии установления инвалидности

При освидетельствовании граждан на предмет уста­новления инвалидности ограничение жизнедеятельности понимается, как отклонение деятельности человека от нормы вследствие нарушения здоровья, которое характе­ризуется ограничением способности осуществлять само­обслуживание, передвижение, ориентацию, общение, кон­троль за своим поведением, обучение и трудовую деятель­ность.

Надо отметить, что в критериях установления инва­лидности большую роль играют не только сами ограниче­ния жизнедеятельности, но и их степень — величина от­клонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

Инвалидность складывается из трех компонентов:

— наличие болезни, вызвавшее нарушение функций орга­низма;

— наличие стойкого ограничения функций организма и ограничений жизнедеятельности;

— наличие социальной недостаточности и потребность в социальной помощи.

При определении состояния инвалидности используется следующая классификация нарушений основных функций организма человека:

1. Нарушения психических функций (восприятия, вни­мания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обо­няния, осязания).

3. Нарушения статодинамической функции.

4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пи­щеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Комплексная оценка различных качественных и ко­личественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выде­ление преимущественно четырех степеней нарушений по степени выраженности:

1 степень — незначительные нарушения функций;

2 степень — умеренные нарушения функций;

3 степень — выраженные нарушения функций;

4 степень — значительно выраженные нарушения функ­ций.

К основным категориям жизнедеятельности отнесе­ны:

1. Способность к самообслуживанию — способность са­мостоятельно удовлетворять основные физиологичес­кие потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и сохранять навыки личной гигиены.

2. Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в простран­стве, преодолевать препятствия, сохранять равнове­сие тела в рамках выполняемой бытовой, обществен­ной, профессиональной деятельности.

3. Способность к обучению — способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и уме­ниями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требова­ниями , объему и условиям выполне­ния работы.

5. Способность к ориентации — способность определять­ся во времени и пространстве.

6. Способность к общению — способность к установле­нию контактов между людьми путем восприятия, пе­реработки и передачи информации.

7. Способность контролировать свое поведение — спо­собность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально — правовых норм.

Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности

Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности выглядит следующим образом:

Ограничение самообслуживания:

1 степень — способность к самообслуживанию с ис­пользованием вспомогательных средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с ис­пользованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.

Ограничение способности к самостоятельному передвижению:

1 степень — способность к самостоятельному пере­движению при более длительной затрате времени, дроб­ности выполнения и сокращения расстояния;

2 степень — способность к самостоятельному пере­движению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень — неспособность к самостоятельному пере­движению и полная зависимость от других лиц.

Ограничение способности к обучению:

1 степень — способность к обучению в учебных заве­дениях общего типа при соблюдении специального режи­ма учебного процесса и (или) с использованием вспомога­тельных средств, с помощью других лиц (кроме обучаю­щего персонала);

2 степень — способность к обучению только в специ­альных учебных заведениях или по специальным про­граммам в домашних условиях;

3 степень — неспособность к обучению.

Ограничение способности к трудовой деятельности:

1 степень — способность к выполнению трудовой дея­тельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, не­возможности выполнения работы по своей профессии;

2 степень — способность к выполнению трудовой дея­тельности в специально созданных условиях с использо­ванием вспомогательных средств, и (или) специально обо­рудованного рабочего места, с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к трудовой деятельности.

Ограничение способности к ориентации:

1 степень — способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;

2 степень — способность к ориентации, требующая помощи других лиц;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориента­ция).

Ограничение способности к общению:

1 степень — способность к общению, характеризую­щаяся снижением скорости, уменьшением объема усвое­ния, получения и передачи информации;

2 степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень — неспособность к общению.

Ограничение способности контролировать свое пове­дение:

1 степень — частичное снижение способности само­стоятельно контролировать свое поведение;

2 степень — способность частично или полностью кон­тролировать свое поведение только при помощи посто­ронних лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое пове­дение.

Источник: https://poisk-ru.ru/s24246t8.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть