Критерии для определения группы инвалидности

Содержание

Критерии для классификации по группам инвалидности

Критерии для определения группы инвалидности

Группы инвалидности – это классификация по признакам степени выраженности нарушения функции организма и степени ограничений жизнедеятельности.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид«. (Рис. 1)

Группы инвалидности — Рис. 1

Степень стойкого нарушения функции организма является отправной точкой для установления группы инвалидности. (Рис. 2)

Группы инвалидности — Рис. 2

Вышеназванная взаимосвязь исходя из законов логики очевидна: чем больше нарушения здоровья, тем выше ограничения жизнедеятельности и необходимость в их замещении и компенсации мерами социальной защиты (Рис.3)

Группы инвалидности — Рис. 3

Категории жизнедеятельности и степени их выраженности

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Группы инвалидности — Рис. 4

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Степени ограничения способности к самообслуживанию

Классификации степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека

Группы инвалидности — Рис. 5. Минимальной степени выраженности ограничений жизнедеятельности соответствует 1 степень, максимальной 3 степень.

Способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

Классификация степеней ограничения способности к самообслуживанию

Группы инвалидности — Рис. 6. Классификация ограничения способности к самообслуживанию

Степени ограничения способности к самостоятельному передвижению

Способность к самостоятельному передвижению— способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Классификация степеней ограничения способности к самостоятельному передвижению

Группы инвалидности — Рис. 7. Классификация ограничения способности к самостоятельному передвижению

Степени ограничения способности к ориентации

Способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.

[3]

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности — Рис. 8. Классификация ограничения способности к ориентации

Степени ограничения способности к общению

Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

Классификация степеней ограничения способности к ориентации

Группы инвалидности — Рис. 9. Классификация ограничения способности к общению

Степени ограничения способности контролировать свое поведение

Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

Классификация степеней ограничения способности контролировать свое поведение

Группы инвалидности — Рис. 10. Классификация ограничения способности контролировать свое поведение

Степени ограничения способности к обучению

Способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

Классификация степеней ограничения способности к обучению

Группы инвалидности — Рис. 11. Классификация ограничения способности к обучению

Степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями , объему, качеству и условиям выполнения работы.

Классификация степеней ограничения способности к трудовой деятельности

[2]

Группы инвалидности — Рис. 12. Классификация ограничения способности к трудовой деятельности

Классифицирующие признаки групп инвалидности

Группа инвалидности123Ребенок– инвалид
Степень расстройства функций организмаСтойкое, значительно выраженное (4 степень)Стойкое выраженное (3 степень)Стойкое, умеренно выраженное (2 степень)Не менее стойкого, умеренно выраженного (2 степень)
Условия по количеству ограничений жизнедеятель- ностиНаличие не менее одного ограниченияНаличие не менее одного ограниченияНаличие не менее двух ограничений, или ограничения способности к труду 1 степениНаличие не менее одного ограничения

Группы инвалидности — Рис. 14. Общие сроки установления инвалидности

Специальные сроки установления групп инвалидности

Специальные сроки установления группы инвалидности без срока переосвидетельствования:

категория ребенок–инвалид /возраст до 18 лет/;

взрослые с 18 лет устанавливаются при наличии соответствующих условий (рис.15-16).

Группы инвалидности — Рис. 15

2.3. Критерии определения групп инвалидности

Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет — категория «ребенок — инвалид».

При проведении МСЭ проводится комплексная оценка по следующим направлениями:

Клиническая диагностика, которая включает:

Клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;

Стадии патологического процесса;

Характер нарушения функций;

Степень нарушения функций;

Клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)

Оценка профессионально-трудового статуса; уровень образования (общего и профессионального), основная профессия и квалификация, профессиональный маршрут и стаж, соответствие психофизиологических требований, предъявляемых профессией к состоянию здоровья, профессия в которой работает сейчас, условия и характер труда, сохранность профессиональных навыков и знаний, способность к приобретению знаний, овладению навыками.

Читайте так же:  Лист ознакомления с графиком отпусков – образец

Результаты детального анализа по указанным разделам должны быть отражены в медико-экспертизном заключении с указанием следующих позиций:

Развернутый клинико-функциональный диагноз

Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)

Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);

ОЖД с указанием категорий и степеней

Группа, причины, сроки

Потребность в мерах социальной помощи или защиты.

Наличие неблагоприятного клинического и реабилитационного прогноза или сомнительного прогноза с тенденцией к неблагоприятному даже на фоне временно сохраненных функций организма и состояния жизнедеятельности, могут быть основанием для определения группы инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способности к самообслуживанию третьей степени;

— способности к передвижению третьей степени;

— способности к общению третьей степени;

— способности контроля за своим поведением третьей степени.

Критерием для установления II группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

— способности к самообслуживанию второй степени;

— способности к передвижению второй степени;

— способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;

— способности к обучению третьей, второй степеней;

— способности к ориентации второй степени;

— способности к общению второй степени;

— способности контроля за своим поведением второй степени.

Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления II группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления II группы инвалидности.

Критерием для определения III группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

— способности к самообслуживанию первой степени;

— способности к передвижению первой степени;

— способности к обучению первой степени;

— способности к трудовой деятельности первой степени;

— способности к ориентации первой степени;

— способности к общению первой степени.

Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления III группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

Источник: https://xn--80aahbpndxjebedawh3a7n.xn--p1ai/kriterii-dlya-klassifikatsii-po-gruppam-invalidnosti/

2.3. Критерии определения групп инвалидности

Критерии для определения группы инвалидности

Итак,признание лица инвалидом осуществляетсяпри проведении МСЭ исходя из комплекснойоценки состояния его здоровья и степениограничения жизнедеятельности всоответствии с классификациями икритериями, утверждаемыми Министерствомсоциальной защиты населения РФ иМинистерством здравоохранения РФ.

Взависимости от степени нарушения функцийорганизма и ограничения жизнедеятельностилицу, признанному инвалидом, устанавливаетсяI, II или III группа инвалидности, а лицу ввозрасте до 18 лет – категория “ребенок- инвалид”.

Припроведении МСЭ проводится комплекснаяоценка по следующим направлениями:

Клиническаядиагностика, которая включает:

  • Клиническую форму основных и сопутствующих заболевания;
  • Осложнения;
  • Стадии патологического процесса;
  • Течение заболевания;
  • Характер нарушения функций;
  • Степень нарушения функций;
  • Клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный)
  • Психологическую диагностику
  • Социальную диагностику

Оценкасоциально-бытового статуса,профессионально-трудового исоциально-бытового статусов: семейноеположение, жилищно-бытовые условия,материальное положение, социально-бытовыевзаимоотношения, возможность выполнениябытовой деятельности и её зависимостьот технических и бытовых средств.

Оценкапрофессионально-трудового статуса;уровень образования (общего ипрофессионального), основная профессияи квалификация, профессиональный маршрути стаж, соответствие психофизиологическихтребований, предъявляемых профессиейк состоянию здоровья, профессия в которойработает сейчас, условия и характертруда, сохранность профессиональныхнавыков и знаний, способность кприобретению знаний, овладению навыками.

Результатыдетального анализа по указанным разделамдолжны быть отражены в медико-экспертизномзаключении с указанием следующихпозиций:

  • Развернутый клинико-функциональный диагноз
  • Оценка социально-бытового статуса (сохранение или нарушение)
  • Оценка профессионально-трудового статуса (сохранение или нарушение);
  • Психологический диагноз
  • ОЖД с указанием категорий и степеней
  • Реабилитационный прогноз,
  • Группа, причины, сроки
  • Потребность в мерах социальной помощи или защиты.

Наличиенеблагоприятного клинического иреабилитационного прогноза илисомнительного прогноза с тенденцией кнеблагоприятному даже на фоне временносохраненных функций организма и состоянияжизнедеятельности, могут быть основаниемдля определения группы инвалидности.

Критериемдля определения I группы инвалидностиявляется социальная недостаточность,требующая социальной защиты или помощи,вследствие нарушения здоровья со стойкимзначительно выраженным расстройствомфункций организма, обусловленнымзаболеваниями, последствиями травм илидефектами, приводящим к резко выраженномуограничению одной из следующих категорийжизнедеятельности либо их сочетанию:

-способности к самообслуживанию третьейстепени;

-способности к передвижению третьейстепени;

-способности к ориентации третьейстепени;

-способности к общению третьей степени;

-способности контроля за своим поведениемтретьей степени.

Критериемдля установления II группы инвалидностиявляется социальная недостаточность,требующая социальной защиты или помощи,вследствие нарушения здоровья со стойкимвыраженным расстройством функцийорганизма, обусловленным заболеваниями,последствиями травм или дефектами,приводящими к выраженному ограничениюодной из следующих категорийжизнедеятельности либо их сочетанию:

-способности к самообслуживанию второйстепени;

-способности к передвижению второйстепени;

-способности к трудовой деятельноститретьей, второй степеней;

-способности к обучению третьей, второйстепеней;

-способности к ориентации второй степени;

-способности к общению второй степени;

-способности контроля за своим поведениемвторой степени.

Ограничениеспособности к обучению второй и третьейстепеней может быть основанием дляустановления II группы инвалидности присочетании с ограничением одной илинескольких других категорийжизнедеятельности за исключениемучащихся, у которых ограничение толькоспособности к обучению второй, третьейстепеней может обусловить необходимостьустановления II группы инвалидности.

Критериемдля определения III группы инвалидностиявляется социальная недостаточность,требующая социальной защиты или помощи,вследствие нарушения здоровья со стойкимнезначительно или умеренно выраженнымрасстройством функций организма,обусловленным заболеваниями, последствиямитравм или дефектами, приводящими кнерезко или умеренно выраженномуограничению одной из следующих категорийжизнедеятельности или их сочетанию:

-способности к самообслуживанию первойстепени;

-способности к передвижению первойстепени;

-способности к обучению первой степени;

-способности к трудовой деятельностипервой степени;

-способности к ориентации первой степени;

-способности к общению первой степени.

Ограничениеспособности к общению первой степении способности к обучению первой степениможет быть основанием для установленияIII группы инвалидности преимущественнопри их сочетании с ограничением однойили нескольких других категорийжизнедеятельности.

Критериямиустановления инвалидности без срокапереосвидетельствования являются:невозможность устранения или уменьшениясоциальной недостаточности инвалидавследствие длительного ограниченияего жизнедеятельности (при срокахнаблюдения не менее 5 лет), вызванногонарушением здоровья со стойкиминеобратимыми морфологическими изменениямии нарушениями функций органов и системорганизма; неэффективность реабилитационныхмероприятий, что приводит к необходимостидолговременной (постоянной) социальнойзащиты; другие критерии, предусмотренныедействующим законодательством.

ИнвалидностьI группы устанавливается на 2 года, II иIII групп – на 1 год.

Источник: https://studfile.net/preview/6014042/page:6/

Детские критерии установления инвалидности | РОО помощи детям с РАС «Контакт»

Критерии для определения группы инвалидности

24 февраля 2020

С 1 января 2020 года в РФ впервые появились так называемые детские критерии установления инвалидности, ранее были общие для любого возраста.

Приказ 1024 утратил силу, и
вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Этот документ включает в себя практически все заболевания из Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).Обновлена количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма взрослого гражданина, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Предусмотрена отдельная количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка.

Приложение 2 к Приказу: Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.

Соответственно, у граждан появились вопросы: будут ли пересматриваться ранее установленные бессрочные группы инвалидности в связи с появлением новых критериев инвалидности?
Нет, не будут.

Ранее установленные бессрочные группы инвалидности, в том числе и статус ребенок – инвалид (до 18 лет, могут быть изменены только с личного письменного согласия гражданина или его законного представителя, или при контрольном освидетельствовании в Главном бюро МСЭ (и даже в этом случае обоснованность ранее принятого решения будет оцениваться по критериям установления инвалидности, которые действовали на дату заключения МСЭ, а не на дату контрольного освидетельствования.)

Сами классификации и критерии остались прежними. Для понимания степени ограничений жизнедеятельности можно ознакомиться с Международной классификацией функционирования ВОЗ.
Новые критерии и классификатор позволяет наиболее точно описывать состояние здоровья. Это дополнительный инструмент для медицинских специалистов, неподготовленному человеку в нем разобраться сложно.

В разделе 5 Приложения 2 (критерии для граждан до 18 лет) «Психические расстройства и расстройства поведения» установлены ранее отсутствовавшие критерии:— уровень реабилитационного потенциала организма ребенка (фактор наследственности, половозрастные особенности, состояние иных органов и систем организма),— уровень реабилитационного потенциала личности ребенка (интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой компонент в зависимости от возраста),— состояние его ближайшей социальной группы (семьи),— характер получения образования (обучение по основным общеобразовательным стандартам или по адаптированной программе),— профессиональный маршрут (в возрасте старше 14 лет).

Необходимой составляющей оценки степени выраженности нарушений психических функций ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных психическими расстройствами и расстройствами поведения является уровень адаптации в основных сферах жизнедеятельности ребенка (семейной, бытовой, социально-средовой, в ситуации обучения, профессиональной сфере и прочих).

Примечание к подпункту 5.1.2.

Общие расстройства психологического развития (F 84) Количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет при расстройствах аутистического спектра основывается на оценке степени дефицита социальной коммуникации и социального взаимодействия; оценке «поведенческого сценария» (фобии и аффективные методы защиты — моторные и речевые стереотипии, поведенческие ритуалы, сверхценные увлечения, патологические фантазии, «феномен тождества» или требование неизменности, повышенная или неадекватная реакция на сенсорные стимулы, постоянства).

Дополнительные критериями оценки:— отсутствие или наличие специфических речевых нарушений, интеллектуальной недостаточности, психопатологических проявлений (кататонический синдром, пароксизмальные нарушения в структуре аутизма).

В возрастном периоде от 0 до 3 лет количественная оценка степени выраженности функций организма должна учитывать степень нарушения коммуникативных навыков, темп психомоторного развития ребенка и формирования социальных и поведенческих навыков.

Впервые в классификаторе появились рекомендации по оценке степени интеллектуальной недостаточности у детей в возрасте 3 лет и старше. Специалисты МСЭ будут проводить оценку по клиническим проявлениям и данным адаптированных методик-теста Векслера: «……дети от 4 до 7 лет — тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence);

тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), у детей с нарушениями речи или слуха, с выраженной социально-педагогической запущенностью, с задержками навыков чтения и письма для тестирования детей с 5 лет предпочтительнее использовать детский вариант теста Равена, для тестирования детей и подростков (от 7 до 15 лет 11 месяцев)
и тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 лет и старше).
При невозможности оценки степени интеллектуального дефекта методикой Векслера в связи с особенностями клинической симптоматики и возраста ребенка оценка производится только клинически по результатам динамического наблюдения (заключение ВК ПНД).

*Очевидно, что использование данных теста Векслера имеет исключительно рекомендательный характер, и данное исследование проводится по усмотрению гражданина или его законного представителя.

Требование о проведение теста также не включено в Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

*Существует ошибочное мнение, что установление инвалидности обусловлено наличием заболевания, диагноза. Это неверно.Статья 1 Конвенции ООН о правах инвалидов (РФ подписала ее в 2012 г.)

«К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.»

Аналогичная информация содержится и в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»:

п. 5.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

6. Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Для установления инвалидности имеет значение степень выраженности стойких нарушений функций организма. И именно оценку этой степени и иных характеризующих нарушение функций организма гражданина или ребенка до 18 лет, определяют на основании критериев и классификатора – Приказ № 585н, и соответственно устанавливают группу инвалидности или статус ребенок-инвалид.

Если же в установлении инвалидности отказано специалистами бюро МСЭ, то это может быть по следующим причинам:

1) Нет оснований в установлении инвалидности гражданину или ребенку до 18 лет по состоянию здоровья;
2) Неверно оформленные сопроводительные документы на медико-социальную экспертизу.

А точнее: в медицинских заключениях содержатся все необходимые сведения для получения инвалидности, а пакет документов на МСЭ, в частности Форма № 088/у «Направление на медико-социальную экспертизу», заполнена некорректно или недостаточно полно.

Существует Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 января 2019 г.

№ 52н/35н «Об утверждении перечня медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы», согласно которого гражданин или ребенок, направляемый на МСЭ, должен пройти соответствующие обследования.

При отсутствии  необходимых сведений, в установлении инвалидности может быть отказано. В такой ситуации гражданин или ребенок могут быть дообследованы и повторно направлены на МСЭ.

В связи с чем можно рекомендовать родителям детей, которым рекомендовано получение инвалидности, обращать внимание на полное и достоверное заполнение пакета документов для прохождения МСЭ: сроки давности обследований, результаты стационарных и амбулаторных обследований, позволяющих определить тяжесть заболевания, динамику состояния, эффективность медицинской реабилитации.
Родители имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья ребенка, запрашивать и получать отражающие состояние здоровья ребенка медицинские документы (копии и пр.), выписки, в том числе в форме электронных документов. Ст. 22 ФЗ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Также стоит помнить, что гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» п.27(1).

Олеся Маркова, юрист РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Региональная общественная организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт»

ИНН 7728401787КПП 772801001

ОГРН 11377990160246

  • Юридический адрес:117292, г. Москва, ул. Кедрова, д.6, к.1, кв.63Фактический адрес:127055, г. Москва, Вадковский переулок, д. 24/35 строение 1
  • +7 (966) 157-99-77+7 (499) 444-33-01

Сайт создан при поддержке Фонда президентских грантов

Источник: https://contact-autism.ru/news/detskie-kriterii-ustanovleniya-inval

Медико-социальная реабилитация (стр. 1 )

Критерии для определения группы инвалидности

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора -Ясенецкого» Министерства здравоохранения

Российской Федерации

Кафедра сестринского дела и клинического ухода

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом социальной работы

Медико-социальная реабилитация

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к внеаудиторной (самостоятельной) работе

для направления подготовки 040400 – Социальная работа

(очная форма обучения)

Красноярск

2014

УДК 616-08-039.76 (07)

ББК 51.1(2Рос),3

М 42

Медико-социальная реабилитация : сб. метод. указаний для обучающихся к внеаудитор. (самостоят.) работе для направления подготовки 040400 – Социальная работа (очная форма обучения) / сост. , , . – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2014. – 59с.

Составители: к. м.н. доцент

к. м.н. доцент

к. м.н. доцент

Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Сборник составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2009 г. по направлению подготовки – Социальная работа (бакалавр), очная форма обучения, рабочей программы дисциплины (2012г.) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол № от « » 20___).

КрасГМУ

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Занятие№1

Инвалид и общество. Нормативно-правовые основы реабилитации……………………………………………………………………4

Занятие№2

Медицинская реабилитация, как компонент комплексной медико-социальной реабилитации………………………………………………………………………9

Получить полный текст

Смотреть все проекты

Публиковать статьи

Занятие№3

Физическая реабилитация, как составляющая часть медицинской реабилитации…………………………………………………………………………13

Занятие№4

Физическая реабилитация, как составляющая часть медицинской реабилитации………………………………………………………………………….18

Занятие№5

Направление и содержание социальной реабилитации. Профессионально-трудовая реабилитация………………………………………………………23

Занятие№6

Медико-социальная экспертиза………………………………………………….29

Занятие№7

Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста…………………………………………………………….34

Занятие№8

Организация медико-социальной реабилитации детям с особенностями развития………………………………………………………………………….40

Занятие№9

Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата………………………………46

Занятие№10

Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Систематизация изученного материала……………………………………………………………………….53

Занятие № 1

1.Тема: «Инвалид и общество. Нормативно-правовые основы реабилитации».

2. Форма организации учебного процесса:

– Подготовка к практическим занятиям.

– Подготовка материалов по НИРС.

3.Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия: 1. Критерии установления групп инвалидности.2. Основы законодательства РФ о правах инвалидов.3. Понятие инвалидности.4. Цель медицинской реабилитации.5. МКФ – как модель инвалидности.6. Интеграция инвалидов в общество.7. Международные документы о правах инвалидов ООН.

8. Показания к установлению.

9. Условием признания лица инвалидом.

10. Реабилитация инвалидов.

4.Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1. ИНВАЛИД – ЭТО:

1) лицо с незначительными нарушениями здоровья;

2) лицо, имеющее нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма;

3) лицо с нарушениями функций опорно-двигательной системы;

4) лицо в состоянии ограниченной функциональной активности организма.

Правильный ответ: 2

2. Социальная модель интеграции инвалидов в общество:

1) не имеет значения в современное время;

2) способствует дотационному подходу к экономике инвалидов;

3) выступает за изоляцию инвалидов от остального общества;

4) призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе для инвалидов.

Правильный ответ: 4

3. КАКИЕ КРИТЕРИИ СЛУЖАТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ I ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ:

1) способность к самообслуживанию II степени;

2) способность к передвижению и ориентации III степени;

3) способность к ориентации I степени;

4) способность к занятиям легкими видами спорта.

Правильный ответ: 2

4. КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ II ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ:

1) способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

2) способность к обучению в общих учебных заведениях;

3) неспособность к ориентации (дезориентация);

4) способность к общению I степени.

Правильный ответ: 1

5. КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ III ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ:

1) способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса;

2) неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

3) способность к общению III степени;

4) способность к контролю за своим поведением II степени.

Правильный ответ: 1

6. НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИНВАЛИДНОСТЬ:

1) социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты;

2) социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма;

3) длительная, частичная потеря трудоспособности в своей профессии вследствие болезни или увечья;

4) состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека.

Правильный ответ: 1

6. Факт наличия инвалидности у осведетельствуемых граждан устанавливается:

1) Врач поликлиники;

2) Бюро медико-социальной экспертизы;

3) ЦСОН;

4) Врачебная комиссия.

Правильный ответ: 2

7. ОДНИМ ИЗ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) нарушение здоровья с временным расстройством функций организма;

2) возраст старше 60 лет;

3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;

4) потеря трудоспособности сроком не более 1 года.

Правильный ответ: 3

8.КАКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН ЗАНИМАЕТСЯ РЕАБИЛИТАЦИЕЙ ИНВАЛИДОВ В МАСШТАБЕ ГОСУДАРСТВА:

1) Правительство РФ;

2) МЗ РФ;

3) Государственная служба реабилитации инвалидов;

4) агенство социальной защиты населения

Правильный ответ: 4

9. ОБЩАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ – ЭТО СООТНОШЕНИЕ

1) всего числа инвалидов на 100 человек;

2) впервые признанных инвалидов на 100 человек;

3) всего числа инвалидов, и впервые признанных, и с ранее установлен­ной инвалидностью на 1000 человек;

4) впервые признанных инвалидов на 1000 человек.

Правильный ответ: 3

10. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОЗЛАГАЮТСЯ НАГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

1) лечение и реабилитация инвалидов;

2) определение группы инвалидности, ее причины и сроков;

3) оказание медико-социальной помощи инвалидам;

4) социальная защита инвалидов.

Правильный ответ: 2

11. ИНВАЛИДАМИ КАКОЙ ГРУППЫ ПРИЗНАЮТСЯ ЛИЦА, УТРАТИВШИЕ НА ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НЕ ТОЛЬКО ТРУДОСПОСОБНОСТЬ, НО И СПОСОБНОСТЬ ОБСЛУЖИВАТЬ СЕБЯ:

1) первой;

2) второй;

3) третьей;

4) четвертой.

Правильный ответ: 1

12. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ИНВАЛИДИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ:

1) злокачественные новообразования;

2) сердечно-сосудистые заболевания;

3) травмы;

4) несчастные случаи.

Правильный ответ: 2

13.С КАКОЙ ЧАСТОТОЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ВТОРОЙ ГРУППЫ:

1) один раз в полгода;

2) один раз в год;

3) один раз в два года;

4) два раза в год.

Правильный ответ: 2

14.ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОСНОВНЫМ ПРИЧИНАМ ИНВАЛИДНОСТИ С ДЕТСТВА:

1) научно – технический прогресс;

2) неблагоприятные условия труда женщины;

3) снижение рождаемости и рост хронической заболеваемости;

4) рост младенческой смертности.

Правильный ответ: 3

15. ВЫБЕРИТЕ ДОКУМЕНТ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ ООН:

1) Закон «О государственной социальной помощи»

2) МОТ: Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

3) Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

4) Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Правильный ответ: 2

5.Самоконтроль по ситуационным задачам.

Задача №1.

Имеет ли право на льготное санаторно-оздоровительное лечение пенсионерка 1937 года рождения, являющаяся ветераном труда, инвалидом 2 группы, если да, то куда можно обращаться?

Задача№2.

Женщина, имеет дочь 13 лет, страдающую сахарным диабетом 1 типа в течение 6 лет. В каких случаях устанавливается причина инвалидности «общее заболевание» и «инвалид с детства»? От чего зависит  установление  этих причин? 

Эталоны ответов.

Задача 1

В настоящее время управление социальной защиты населения предоставляет путевки на оздоровление неработающим гражданам пожилого возраста-пенсионерам (мужчины от 60 до 80 лет, женщины от 55 до 80 лет), не имеющим статуса инвалида.

Поскольку речь идет о пенсионерке, имеющей группу инвалидности, при наличии в индивидуальной программе реабилитации показаний к санаторно-курортному лечению, ей необходимо обратиться в Фонд социального страхования по месту жительства.

Задача 2

Предусмотренные законодательством формулировки причин инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, от формулировки установленной причины инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот.

Причина инвалидности с формулировкой “общее заболевание” определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Источник: https://pandia.ru/text/80/184/13293.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть