Корпоративный сайт ффомс

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС): что это такое, сайт ОМС, структура, задачи и функции

Корпоративный сайт ффомс

Право на оказание услуг по предоставлению бесплатной медицинской помощи каждым гражданином РФ закреплено в ст. 41 Конституции РФ.

Начиная с 1993 года, в нашей стране действует страховая форма медицины, при этом страхование возможно в 2 видах: обязательное и добровольное.

Первое свойственно всем социальным государствам и обеспечивается властью и ее органами, главным из которых в России является ФФОМС.

Что собой представляет федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – государственный внебюджетный фонд, предназначение этого органа заключается в выделении денег для врачебного обслуживания жителей России. Действует с 1993 года.

Важные НПА, регулирующие действия фонда: федеральный закон – ФЗ № 326-ФЗ, БК РФ, а также специальный устав.

Федеральный фонд ОМС имеет в подчинении территориальные образования, которые создаются органами государственной власти субъекта. На сегодняшний день насчитывается 88 таких образований. В своей деятельности они руководствуются общими НПА, а также специальным положением. Федеральные фонды финансируются за счет денежных перечислений, поступающих в ФФОМС.

У ФФОМС есть официальный сайт, публикующий важные новости и изменения законодательства. Для каждого субъекта создан собственный сайт территориального фонда ОМС, на котором содержится самая актуальная информация.

Структура и особенности управления ФФОМС

Структура системы органов ОМС включает в себя федеральные и территориальные органы, которые в совокупности осуществляют возложенные на них функции и задачи.

Главным органом, осуществляющим финансирование медицинского обслуживание населения, является ФФОМС. Однако важную роль играют территориальные фонды, которые созданы в восьми Федеральных округах. Количество территориальных фондов варьируется в зависимости от округа.

Все ТФОМС имеют определенные особенности, которые перечислены ниже в списке:

  • Обладают управленческими правомочиями на закрепленной территории. Распоряжаются средствами в каждом субъекте.
  • Осуществляют управление предоставленной собственностью.
  • Выполняют ключевые функции страховщика.
  • В структуре создается правление, необходимое для разрешения возникающих вопросов. Руководство органом осуществляет директор.

Для управления ФФОМС создано правление, в которое входит десять человек.

Руководство осуществляется председателем федерального фонда обязательного медицинского страхования, должность которого сегодня занимает Стадченко Н. Н..

У руководителя есть десять советников и заместителей, занимающих руководящие должности. В структуру федерального фонда ОМС включены четырнадцать управлений и отделов, ведущих определенную обеспечительную работу.

Основные задачи и направления деятельности федерального фонда ОМС

Любой орган государственной власти имеет свои задачи и функции. В статье № 33 Федерального закона № 326-ФЗ перечислены основные функции, возложенные на ФФОМС. Таким образом, он:

  • планирует и организует общую деятельность системы органов медстрахования;
  • принимает участие в правотворчестве, делает предложения о требуемых величинах взносов;
  • накапливает средства, полученные в результате ОМС;
  • осуществляет методическую деятельность для обеспечения деятельности органов обязательного медицинского страхования;
  • организует обучение и переквалификацию профессиональных работников;
  • анализирует имеющуюся правовую базу.

К ключевым задачам деятельности фонда относят:

  • финансирование обслуживания граждан;
  • выполнение действий, необходимых для строительства устойчивой системы обязательного медстрахования и уравнивания качества врачебных услуг, которые предоставляются гражданам абсолютно во всех субъектах Российской Федерации;
  • аккумуляция финансов,которые поступают в фонд за счет обязательных отчислений.

Наиболее важными направлениями деятельности фонда являются:

  • Осуществление работы по контролю исполнения законодательства о медстраховании во всех субъектах Российской Федерации.
  • Аккумуляция и дальнейшее распределение денежных средств с целью осуществления конституционного права на бесплатные медицинские услуги для граждан РФ.
  • Исполнение годичного бюджета и расходование накопленных денег исключительно в целях, обозначенных в законе. Осуществление мониторинга субъектов, на которые возложены обязанности по выполнению законодательства об обязательном медицинском страховании.

Осуществление деятельности по модернизации фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) состоит из следующих пунктов:

  • повышения производственной грамотности рабочих и инженерно-технического персонала;
  • осуществления научных и исследовательских работ в сфере ОМС;
  • оказания высококвалифицированной помощи;
  • тарифной политики в системе ОМС.

Отдельно следует выделить мониторинговую функцию, которая заключается в следующем:

  • Контроль за соблюдением законодательства и целевое использование денежных средств. Для этого проводятся различные проверки и ревизии.
  • Аналитическая работа по результатам проведенных ревизий.
  • Контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков.

Совокупность всех перечисленных задач и функций образует единую цель деятельности ФФОМС – обеспечение населения медицинской помощью.

Источники доходов и главные расходы ФФОМС

Для выполнения возложенных на фонд обязанностей, он вправе накапливать средства, полученные в качестве отчислений, управлять и расходовать их по назначению.

Главной доходной статьей фонда являются поступающие страховые взносы от населения. Обязанность, размер и порядок уплаты таких взносов регулируются налоговым законодательством.

Для организации доходной части фонд осуществляет:

  • прогнозирование планируемых поступлений исходя из социально-экономического развития страны;
  • регулярный мониторинг за поступающими средствами;
  • организацию деятельности иных органов по вопросам формирования доходов ОМС.

Расходование накопленных финансов происходит только в тех случаях, которые непосредственно прописаны в законодательстве России.

К главным расходным статьям относятся: оплата медуслуг, получаемых бесплатно всеми жителями РФ, имеющими паспорт гражданина РФ; подготовка и содержание сотрудников, работающих непосредственно в фонде; финансирование медицинских компаний; перечисление финансов в резервные фонды.

Трата средств должна происходить в границах бюджета, принятого на текущий год. Закон об освоении бюджетных средств за прошедший год в обязательном порядке подписывается Президентом РФ.

Какие права и возможности имеют граждане, застрахованные в системе ОМС

Все люди с гражданством нашей страны обладают правом на получение квалифицированной медпомощи. При этом оно действует везде в РФ. Особенности оказания медпомощи регулируются специальными НПА.

Лицо с гражданством РФ может самостоятельно выбирать компанию, оказывающую медицинские услуги и лечащего врача при помощи подачи заявления в соответствующие органы. Все права гражданина РФ в сфере ОМС охраняются и защищаются государством.

Таким образом, принятая в 1993 году в РФ система страхования граждан продолжает действовать и развиваться. Ее основной приоритет – это оказание одинаковой квалифицированной медпомощи жителям с гражданством РФ на территории страны. Главным органом системы является ФФОМС, который занимается реализацией возложенных на него обязанностей.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/raschet-fondy-vznosy/fondy/fond-obyazatelnogo-meditsinskogo-strakhovaniya.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/federalnyi-fond-obiazatelnogo-medicinskogo-strahovaniia-rf-ffoms-chto-eto-takoe-sait-oms-struktura-zadachi-i-funkcii-5daf17e98600e100b133c1bc

Показания к удалению: cтраховщики не хотят отдавать ОМС

Корпоративный сайт ффомс

Глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил в аппарат президента России письмо, в котором выразил обеспокоенность из-за поправок в закон «Об обязательном медицинском страховании», сообщила пресс-служба ВСС. Соответствующая инициатива была внесена в Госдуму, она предполагает исключение посреднических функций страховщиков.

Юргенс перечислил основные факторы, вызвавшие недовольство страховщиков. Например, законопроект переводит федеральные медицинские учреждения на прямое финансирование и контроль со стороны государственного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) без их участия.

Страховщики критикуют замену межтерриториальных расчетов распределением квот фондами ОМС, что, по их мнению, снизит варианты выбора медучреждений.

Не согласны компании и с ограничением возможностей включения в ОМС для частных клиник и сведением роли страховых компаний исключительно к сервисным услугам без доступа к госсредствам. Страховщиков смущает и снижение для них нормативов расходов на ведение дел в два раза.

«Федеральный фонд ОМС из независимого регулятора отрасли превратится в одного из участников системы ОМС, что может привести к существенному ослаблению надзора над системой в целом, а также к конфликту интересов, поскольку исполнительская и контрольная функция сосредотачиваются в одних руках», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ВСС. В союзе отметили, что в связи с этим ожидают «роста теневых денежных поборов», «непрозрачности с очередями и качеством медпомощи», появления «медицинских адвокатов», «снижения доли досудебных урегулирований споров» и «недовольства врачей».

Законопроект Минздрава обсуждался накануне экспертным советом по страхованию комитета Госдумы по финансовым рынкам. На нем Минфин и ЦБ предложили внимательнее подойти к реформе ОМС.

Так, замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерина Абашеева считает, что проект «направлен на отход от страховых принципов государственных медицинских услуг».

Замначальника отдела регулирования страховой деятельности Минфина Александр Ицелев поддержал коллегу из ЦБ, отметив, что последствия принятия законопроекта не анализировались совместно со страховым сообществом и пациентами.

В Минздраве в ответ на заявление страховщиков сообщили, что законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов.

Министерство отмечает, что в ряде регионов существует проблема с доступностью такой помощи. Согласно законопроекту, в обязанности Фонда будет входить проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой федеральными центрами.

«При этом утверждение порядка организации и проведения такого контроля передается Минздраву России. К проведению экспертизы качества медпомощи, как и сейчас, будут привлекаться независимые эксперты, включенные в федеральный реестр экспертов качества медицинской помощи», — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе Минздрава.

В ответ на требования о публичных слушаниях в министерстве пояснили, что законопроекты бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят.

В среднем ежегодно система ОМС приносит страховщикам около 100 млрд рублей дохода.

Законопроект предусматривает снижение норматива отчислений на ведение дела страховых медорганизаций (СМО) с текущего уровня 1-2% до уровня 0,5-1% от суммы средств, поступивших в организацию.

«В действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек страховщиков: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ, а не содержать пункты выдачи полисов; информирование застрахованных лиц можно осуществлять через различные каналы связи, например, личные кабинеты на едином портале госуслуг, бесплатные мессенджеры и т.д., что позволяет существенно снизить издержки СМО», — пояснили в министерстве.

Врачи единогласно поддерживают исключение страховщиков из системы ОМС.

«Если бы ОМС в том виде, который у нас есть, внедрили бы в 1937 году, то мы бы проиграли войну фашистам, потому что к 1942 году все финансы перешли бы к страховщикам.

Человек, который включил, к примеру, скорую помощь в ОМС, либо дебил, либо враг народа.

Финансирование и контроль «скорой помощи» должны быть государственными, наравне с полицией и пожарными», — убежден председатель независимого профсоюза скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков.

Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что контроль и распределение финансов в системе ОМС со стороны страховщиков приводит к снижению зарплат медиков и сильной текучке кадров по всей стране. Страховые компании вынуждают лечить пациентов не так, как медики считают правильным, а как выгодно самим коммерсантам, объясняет Беляков.

«Страховым компаниям очень выгодно, когда «скорая помощь» делает 20-25 нерезультативных выездов в день — это оголтелая гонка за количеством вызовов, чтобы потом государству сказать: «Смотрите, сколько мы вызовов сделали, поэтому дайте нам еще денег», — продолжает фельдшер.

Медик также напоминает, что из-за требований страховщиков на докторов навалилась совершенно лишняя бюрократическая работа по заполнению персональных данных в момент вызова.

В результате половину отпущенного на помощь пациенту времени медработник вынужден заполнять документы, ошибки при заполнении наказываются со стороны страховщиков штрафами медучреждений, что в итоге в той или иной степени отражается и на зарплате конкретного доктора, указывает Дмитрий Беляков.

С позицией коллеги солидарен сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.

«Все эти дыры и огрехи системы ОМС стали особенно сильно выпирать во время пандемии. Стали очевидны более широкому кругу общественности. Широкие массы медиков просто ненавидят страховщиков из-за того, что они, имея контрольные функции, устраивают проверки, выявляя формальные нарушения, штрафуют медучреждения, а те, в свою очередь, депремируют своих сотрудников», — рассказал Коновал.

Кроме того, в условиях жесткой нехватки кадров медучреждения вынуждены тратить время на заполнение большого объема документации для страховщиков, заключил собеседник. Медики сходятся во мнении, что из-за страхового посредничества система здравоохранения деградирует.

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев, напротив, выразил обеспокоенность инициативой ликвидации функций страховых медицинских организаций, связанных с защитой прав пациентов при оказании помощи федеральными медучреждениями.

«Мы считаем, что это идет в разрез со всеми шагами, которые осуществляло правительство и Минздрав России по формированию системы защиты прав пациентов, — заявил он.

— Осуществление Федеральным Фондом ОМС функций защиты прав пациентов будет затруднено из-за конфликта интересов, поскольку Фонд зависим от Минздрава, которому, в свою очередь, принадлежат те самые федеральные лечебные центры, качество медицинской помощи в которых необходимо будет контролировать ФОМС».

Существующая модель предполагает ответственность страховщика за качество оказанной пациенту медицинской помощи, а у пациента есть право выбора лечебного учреждения, напомнил Жулев. Предстоящая реформа может повлиять на развитие независимой экспертизы качества медицинской помощи, подытожил он.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/10/13/13318267.shtml

Финансисты поспорили с врачами о реформе ОМС

Корпоративный сайт ффомс

Сергей Николаев / Ведомости

На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию в понедельник представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект, который правительство внесло на рассмотрение законодателей 30 сентября.

Документ предлагает передать Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС) полномочия страховщиков по организации медицинской помощи, оказываемой федеральными медорганизациями. Таким образом, из процесса исключаются частные страховые компании.

Объемы предоставления медпомощи и нормативы затрат на нее по замыслу авторов документа будут устанавливаться правительством.

Кроме того, в два раза снижается объем финансирования расходов на ведение дел (РВД) страховщиками: с 1–2% до 0,5–1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам. Таким образом правительство рассчитывает сэкономить до 6,8 млрд руб. к 2023 г.

Страховщикам такие новшества, конечно, не понравились. В минувшую среду президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс направил Владимиру Путину письмо, в котором выразил уверенность, что реформа приведет к снижению качества и доступности медпомощи для граждан и разрушению единой системы ОМС.

Особо глава ВСС подчеркнул, что предлагаемые изменения не обсуждались публично, хотя они очень значительны.

Впрочем, в Министерстве здравоохранения, участвовавшем в разработке законопроекта, в ответ на эту претензию напоминают, что «законопроекты так называемого бюджетного пакета процедуру общественного обсуждения не проходят».

Накануне заседания рабочей группы в Госдуме члены президиума ВСС обратились с письмом уже к премьер-министру Михаилу Мишустину (документ есть в редакции «Ведомостей»).

«Полагаем, что предлагаемые законопроектами решения приведут к снижению качества и доступности медицинской помощи, – отмечается в документе, подписанном руководителями ведущих страховых организаций («АльфаСтрахование», «Ингосстрах», СОГАЗ, «РЕСО-Гарантия», МАКС).

– Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации».

Впрочем, как отмечают, эксперты, страховщики несколько сгущают краски.

«Именно ФФОМС, согласно федеральному законодательству, является страховщиком в системе ОМС, поэтому никто ничего у страховщиков не отбирает», – объясняет президент СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций» Евгений Рабцун.

Просто ФФОМС решил вернуть себе полномочия, которые ранее были переданы страховщикам. «Страховая медицинская организация в системе ОМС – это посредник», – напоминает Рабцун.

Полномочия страховых компаний и до внесения поправок по проверкам федеральных учреждений оставались во многом нереализованными, утверждает председатель комиссии Ассоциации юристов России по правовому обеспечению в сфере здравоохранения Борис Муслов.

Плюс основная часть финансирования федеральных учреждений высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, проводится напрямую за счет федерального бюджета либо бюджета ФФОМС.

«Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС», – констатирует Муслов.

По его мнению, на работе федеральных медучреждений эти поправки если и отразятся, то незначительно.

Ключевым вопросом, конечно, выступает сокращение норматива по расходам на ведение дел страховщиками. «Вероятно, ФФОМС счел справедливым ввиду сокращения объема переданных страховым компаниям полномочий сократить и вознаграждение на 6,8 млрд руб.», – отмечает Рабцун. Страховщики с такой постановкой вопроса категорически не согласны.

«В ряде случаев принятие решения о двукратном сокращении финансирования СМО приведет к нерентабельности и прекращению их деятельности, что создаст острую социальную напряженность в условиях пандемии, поскольку фонды ОМС не располагают необходимым ресурсом для обеспечения прав застрахованных», – отмечается в письме членов президиума ВСС премьер-министру.

В Минздраве, однако, считают, что «изменение предельных размеров нормативов отчислений на ведение дела страховыми медицинскими организациями, в случае обоснованности и эффективности расходов на осуществление ими своих функций, не приведет к нерентабельности их деятельности».

«Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами, – рассказал «Ведомостям» помощник министра здравоохранения РФ Алексей Кузнецов. – Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г.

Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%».

Кузнецов напоминает, что в действующем законодательстве уже заложены нормы для снижения издержек СМО: для выдачи полисов можно использовать офисы МФЦ; информирование можно осуществлять через портал госуслуг, бесплатные мессенджеры и т. д. Кроме того, запланированы к принятию изменения в правила ОМС в части урегулирования вопросов объемов и стоимости проводимых экспертиз качества медицинской помощи, сообщил представитель Минздрава.

«Законопроект призван повысить доступность высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на базе федеральных центров для наиболее тяжелых пациентов, нуждающихся в такой помощи, и защищает интересы пациентов. К сожалению, на настоящий момент в ряде регионов отмечается дефицит доступности такой помощи», – пояснил Кузнецов значимость предлагаемых изменений.

Впрочем, с позицией Минздрава не согласны представители финансовых ведомств.

Представитель Банка России Екатерина Абашеева на заседании рабочей группы в понедельник заявила, что авторы законопроекта не проанализировали последствия того, что будет, если страховщики уйдут с рынка в связи с неприемлемостью новых нормативов расходов на ведение дел.

«В части расходов на ведение дел законопроект не содержит никакого финансово-экономического обоснования, которое свидетельствовало бы о том, что его двукратное сокращение каким-либо образом приемлемо для тех компаний, которые в настоящий момент работают на рынке», – заявила она.

Александр Ицелев, заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина, заявил, что на 90% согласен с коллегой из ЦБ. По его словам, «законопроект никак не анализировался по возможным последствиям».

Независимые эксперты тоже отмечают, что законопроект пока сыроват. «Если ФФОМС может напрямую работать с федеральными клиниками, почему он также напрямую отказывается ­работать с другими медицинскими ­организациями? – недоумевает он. – Экономия бы была еще больше.

По мнению Минздрава, «прямая схема» повысит доступность медицинской помощи, ее будет проще получить в федеральных клиниках.

Хорошо, но почему доступность Минздрав решил повышать только в федеральных клиниках? Сегодня практически нет уникальных медицинских услуг, которые оказывают исключительно федеральные центры: аналогичную медпомощь могут оказать и частные, и ведомственные, и краевые, и областные больницы».

Муслов считает, что изменения в нынешнем виде могут повредить больницам. «Никто из игроков рынка не готов потерять свои доходы, поэтому, как это было прежде, выпадающие объемы финансирования, скорее всего, будут компенсированы увеличением финансовых санкций страховщиков к медицинским организациям», – полагает он.

Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин заявил, что, по сути, создаются две системы здравоохранения. Та, что на базе федеральных медучреждений, – «это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных».

«ВСС вполне резонно указывает на то, что в стране таким образом установится две системы здравоохранения: одна – с участием страховых компаний, а другая – без участия таковых, – соглашается основатель и СЕО консалтинговой группы компаний VvCube Вадим Ткаченко.

– И проблема не в том, что будет две головы у системы здравоохранения, а в том, что это ведет к неоднородному отношению в лечении пациента».

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/10/12/843030-finansisti-posporili

Названы плюсы и минусы изменений в системе медицинского страхования

Корпоративный сайт ффомс

Продолжается дискуссия о поправках в закон об обязательном медицинском страховании (326-ФЗ) – они были внесены в Государственную Думу 29 сентября.

И хотя речь идет, казалось бы, о сугубо экономических вещах – тарифах, изменении финансирования, ясно, что по факту предлагается реорганизация всей системы ОМС.

Значит, предлагаемые изменения касаются не только игроков рынка – Федерального и территориальных фондов медицинского страхования, страховых медицинских компаний, государственных медучреждений и частных клиник, но и всех, для кого вся эта система предназначена – то есть пациентов. Все изменения, которые делаются, должны быть направлены на одно – чтобы медицинская помощь становилась доступнее и качественнее. Что предлагается и какие изменения ждут пациентов, – “РГ” выслушала мнения всех сторон.

Как поясняла глава ФФОМС Елена Чернякова, во-первых, предлагается финансировать федеральные медицинские центры напрямую из федерального фонда ОМС – для этого в его бюджете обособляется отдельный сегмент для обеспечения работы по ОМС федеральных медцентров.

“Мы, условно говоря, выделяем 86-й “регион” – федеральные клиники.

Это позволит им быть головными учреждениями, заниматься передовыми разработками, но и обеспечит возможность гражданам, которые нуждаются в высокотехнологичной, зачастую уникальной медицинской помощи, получать ее, и это будет бесплатно для регионов”, – рассказала глава ФФОМС.

Второе нововведение – заявительный (а не уведомительный, как сейчас) порядок включения медорганизаций, участвующих в системе ОМС. Заявки должны отправляться в территориальный фонд ОМС, где работает или планирует работать клиника по программе ОМС.

Правовые аспекты медицинского страхования эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Третье новшество касается страховщиков. Контрольные функции у страховых компаний предлагается забрать и передать фонду. Обеспечивать защиту прав пациентов, информировать их, готовить иски к медорганизациям по конфликтным ситуациям также предлагается не страховщикам, а терфондам.

Предлагается сократить бюджет СМО на ведение дел – с 1-2% до 0,5-1% от суммы средств, поступивших в страховую медорганизацию. Соответственно, это приведет и к сокращению бюджета СМО на ведение дел – с нынешних 1-2% до 0,5-1% от всех средств, поступающих в страховую организацию.

Четвертое нововведение касается системы получения медицинской помощи не по месту регистрации, а в другом регионе.

Сейчас территориальные фонды ОМС выставляют друг другу счета за таких больных, и при проведении взаимных расчетов возникает много проблем – в разных регионах до сих пор существуют разные тарифы на оказание аналогичных видов медпомощи, и несостыковки тут обычное дело. В законопроекте предлагается планировать объемы медпомощи жителям одного региона в медорганизациях другого.

Поликлиники станут больше внимания уделять профилактике заболеваний

Наконец, еще одно важное изменение касается структуры тарифа на оказание медицинской помощи.

Сейчас тариф состоит из жестко оговоренных статей: оплата труда медиков, закупка лекарств, проведение лабораторных исследований, оплата коммунальных услуг. Например, приобрести новое оборудование за счет тарифа клиника не может.

Елена Чернякова отмечала, что такая жесткая конструкция сохранилась только в системе ОМС, и нужно переходить к более гибкой системе расходов внутри тарифа, заодно расширив предел закупок медоборудования за счет ОМС до 300 тысяч рублей.

Против

Строго говоря, однозначно “против” выступают против поправок сейчас страховые медицинские организации – для них их принятие законопроекта оборачивается прямыми денежными потерями. При этом в пациентских организациях, оставляя за скобками вопрос перераспределения денежных средств, задаются главным вопросом: что изменения несут пациентам? И предупреждают о возможных рисках.

Во-первых, могут быть ограничены права пациентов на выбор места лечения, следовательно, могут пойти судебные дела, связанные с отказом федеральных клиник принимать больных из регионов.

Во-вторых, непонятно, как будет организовано оказание сложной медпомощи в ведущих медцентрах, если перестанет работать система направлений, выдаваемых по месту жительства (если предлагается вернуться к системе “квот”, стоит вспомнить, насколько она была непрозрачной).

В-третьих, если будет ограничен контроль со стороны страховых медорганизаций за медпомощью в федеральных центрах, нужна равноценная замена такого контроля. В-четвертых, частные клиники видят ограничение своего доступа к работе по ОМС (нарушается конкуренция), пациенты теряют возможность пользоваться этим сегментом службы здоровья бесплатно.

Кроме того, пока нет четкого понимания, что является источником финансирования работы по ОМС в федеральных центрах – дополнительный трансферт из федерального бюджета или субвенции, положенные регионам.

Минздрав предложил изменить нормативы финансирования медицины

“Пять лет нас приучали к тому, что система защиты прав пациентов работает в страховых организациях.

Все эти годы под эгидой ФФОМС последовательно выстраивалась эта система: сначала телефонные консультации, возможность обратиться с жалобой, помощь при конфликтах, неполучении лекарств и так далее, – говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.

– Потом появился институт страховых представителей с возможностью проведения полноценной экспертизы качества полученного лечения. Сейчас эту структуру предлагается разрушить. Это беспокоит.

Страховые организации работали независимо – Фонд ОМС подчиняется минздраву, в ведении министерства и федеральные центры. Как в таких условиях фонд, который будет финансировать медцентры, сможет обеспечить и контроль с учетом интересов пациентов?

Второй момент, который не может не волновать. Федеральные учреждения, возможно, получат напрямую дополнительное финансирование, но и жесткие лимиты на оказание помощи. Возможно, это плюс.

Но когда будут исчерпаны лимиты? Пока нет информации, каким будет источник дополнительного финансирования, если лимит будет исчерпан.

Как будут выстраиваться отношения регионов, направляющих сложных пациентов на лечение в федеральные клиники? Ответа тоже пока нет”.

В “Движении против рака” считают, что из-за новых поправок вся система контроля качества медицинской помощи по ОМС, по сути, может быть разрушена. Пациенты будут лишены права на независимую оценку качества лечения, а само качество оказания медицинской помощи из-за отсутствия полноценного контроля будет неизменно снижаться.

ФОМС наделяется одновременно функцией исполнителя и контролера своей же деятельности. По сути являясь регулятором, утверждая нормативные акты по контролю в системе ОМС, ФОМС планирует сам осуществлять функции экспертной деятельности.

В России начнут маркировать медицинские изделия

“Совершенно очевидно, что осуществление экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных институтах, чиновниками Федерального фонда (ФОМС) будет пустой формальностью, а не подлинно независимой экспертизой”, – говорит Николай Дронов, председатель координационного совета “Движение против рака”.

О недофинансированности ОМС и дефицитности территориальных программ говорится постоянно: об этом заявляли и в Счетной палате РФ, и в Госдуме, и в профсоюзе медработников, и региональные власти, и территориальные фонды ОМС.

Медицинская помощь, бесплатная по полису ОМС для больного, на самом деле обходится дорого, тем более если это качественная диагностика и лечение, соответствующее современному уровню развития медицины.

Можно предположить, что предлагаемые нововведения позволят перенаправить финансовые потоки и, возможно, включить режим экономии.

Удастся ли сохранить при этом доступность бесплатной медицины и ее уровень хотя бы на текущих позициях – единого мнения у экспертов нет.

Источник: https://rg.ru/2020/10/13/nazvany-pliusy-i-minusy-izmenenij-v-sisteme-medicinskogo-strahovaniia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть