Конституция бесплатная медицинская помощь

Бесплатная медицинская помощь: права граждан, ответственность за нарушение | Правоведус

Конституция бесплатная медицинская помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ. В тоже время программа ОМС, действующая на всей территории России с 2011 г.

, позволяет гражданам получать лечение на бесплатной основе и в некоторых частных клиниках, поэтому очень важно знать Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, регулирующие права пациентов, а также ответственность медицинских работников за нарушение прав пациентов. В соответствии со ст.

19 Закона об основах охраны здоровья граждан россияне имеют следующие права в области медицины, причем независимо от формы прохождения лечения – платная или бесплатная:

  • на гуманное и уважительное отношение работников медицинских учреждений;
  • на выбор медицинского учреждения и врача-специалиста;
  • на облегчение боли средствами, доступными медучреждению;
  • на сохранение врачебной тайны;
  • на проведение консультаций других врачей (по просьбе пациента);
  • на добровольное согласие либо добровольный отказ от медицинского вмешательства;
  • на получение информации о состоянии здоровья, а также о правах и обязанностях;
  • на законного представителя для защиты своих прав;
  • на возмещение морального вреда, полученного вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Право на бесплатную медицинскую помощь удостоверяется полисом обязательного медицинского страхования (полис ОМС). Данный документ бессрочно вправе получить:

  • лица, имеющие гражданство РФ;
  • иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

Лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, вправе получить полис ОМС со сроком действия, соответствующего сроку временного пребывания в России. В соответствии с п.

19 Правил обязательного медицинского страхования полис ОМС могут получить все вышеназванные лица, независимо от рабочего статуса (работает, пенсионер, учащийся или безработный), работает по гражданско-правовому или трудовому договору. Все они являются участниками программы и застрахованными по ОМС.

Медицинская помощь в рамках ОМС оказывается лечебными учреждениями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в специальный реестр медицинских организаций. Вступление в такой реестр является добровольным решением.

Важно! Лечебные учреждения и индивидуальные предприниматели, внесенные в реестр, не имеют права отказать в медицинской помощи гражданам, застрахованным по программе ОМС. Виды медицинской помощи, входящие в систему ОМС, включают в себя базовую и территориальную программы страхования. Базовая программа страхования ОМС – действует на всей территории РФ.

Лицо, имеющее на руках полис ОМС, сможет получить бесплатную медицинскую помощь в рамках программы, находясь в любом регионе, независимо от места постоянной регистрации. Список заболеваний, дающий право на получение бесплатной медпомощи по ОМС, закреплен в п. 6 ст. 35 Закона об ОМС.

В базовую программу ОМС входят следующие виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно:

  • первичная медицинская помощь – лечение распространенных заболеваний, а также состояний организма, не требующих неотложного медицинского вмешательства (например, не сложные травмы, легкие отравления и другое); профилактика более тяжелых форм заболеваний и проведение мероприятий по оказанию медико-санитарной помощи гражданам на дому;
  • скорая медицинская помощь – оказывается в случаях возникновения состояний, при которых требуется срочное медицинское вмешательство;

Важно! Право на бесплатную скорую медицинскую помощь имеет каждый гражданин, находящийся на территории РФ.

  • специализированная медицинская помощь – оказывается в случаях возникновения заболеваний, требующих применения особых методов и уникальных медицинских технологий для диагностики и лечения; направление на получение специализированной медицинской помощи могут получить граждане РФ на основании решения комиссии органа исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, в свою очередь, такое решение может быть принято на основании обращения пациента лично либо через законного представителя с предоставлением нотариальной доверенности.

Важно! С 1 января 2015 г. высокотехнологичная специализированная медицинская помощь гражданам оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа страхования ОМС – действует только на территории конкретного субъекта РФ. Виды медицинской помощи, входящие в перечень территориальной программы субъекта РФ, могут быть оказаны только лицам, получившим страховой полис в данном регионе.

Территориальные программы ОМС предусматривают довольно широкий перечень заболеваний, превышающий по числу видов заболеваний базовую медицинскую помощь.

Законодательством предусмотрены также и отдельные случаи групп заболеваний, когда медицинская помощь должна быть оказана бесплатно:

  • социально значимые (гепатит, туберкулез, ВИЧ и другие);
  • представляющие опасность для окружающих (дифтерия, холера, чума, ВИЧ, туберкулез и другие).

Меры, объем и порядок проведения мероприятий по оказанию бесплатной медицинской помощи для лиц, страдающих вышеназванными недугами, закреплены в подзаконных нормативных актах.

Если пациенту не оказали медицинскую помощь по системе ОМС, оказали не в полном объеме или некачественно, вследствие чего пациент получил дополнительный вред своему здоровью, медицинское законодательство РФ закрепляет за пациентом право на возмещение морального и материального вреда через подачу в суд претензии и искового заявления.

Соответственно, данные положения и гражданское законодательство закрепляют за виновным лицом обязанность по возмещению ущерба пациенту, получившему вред здоровью, а также в случае его смерти. В соответствии со ст.

1084 ГК РФ пациент, как потерпевшая сторона, имеет право требовать возмещения заработка, утраченного в результате невозможности исполнения своих трудовых обязанностей, расходов на лечение и иных дополнительных расходов, которые пациент понес вследствие оказания некачественной медицинской помощи.

Требование о возмещении морального вреда также является правом потерпевшей стороны. В случае, если некачественно оказанная медицинская помощь повлекла смерть пациента, право на возмещение морального вреда приобретают его иждивенцы (ст. 1088 ГК).

Некачественная медицинская помощь гражданам, оказанная в рамках программы ОМС, также предполагает ответственность лица, допустившего правонарушение пациента, на основании положений Закона об ОМС. Так, в соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст.

16 Закона об ОМС медицинская страховая компания и медицинская организация обязаны возместить моральный и материальный вред, который был причинен неисполнением либо ненадлежащим оказанием бесплатной медицинской помощи.

При этом, ответственность медицинской страховой компании может наступить в связи с нарушениями, которые не связаны с лечением пациента, в частности, с невыдачей ему по требованию страхового полиса или не предоставлением определенной информации, в результате чего пациент не смог получить необходимую медицинскую помощь.

Лечебно-профилактическая организация, осуществляющая свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, должна возместить ущерб владельцу полиса ОМС в случае обращения им за оказанием медпомощи в данное учреждение и не получившему данную услугу в полной мере. В соответствии с российским законодательством неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей медработниками учреждений, действующих в рамках программы ОМС, влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную, административную, а также уголовную ответственность. Юридические акты, регламентирующие порядок государственной медицинской помощи в рамках программы ОМС:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/medical/besplatnaya-meditsinskaya-pomoshh/

Лозунг станет законом: доступную медицину пропишут в Конституции

Конституция бесплатная медицинская помощь

В ходе телеобращения к россиянам 23 июня президент Владимир Путин призвал извлечь уроки из пандемии коронавируса, оказавшейся серьезным испытанием для системы здравоохранения.

Он поблагодарил медицинских работников за их самоотверженный труд и пообещал, что из кризисной ситуации будут сделаны выводы, которые позволят улучшить условия их работы и повысить стандарты оказания медицинской помощи.

«Новые конституционные положения, в случае их принятия, зададут и гораздо более высокие требования к эффективности, содержанию всей нашей социальной, экономической политики, к решению задач по повышению качества жизни и благополучия людей. Прошу это учитывать в своей работе и коллег в правительстве, и руководителей органов власти на всех уровнях», — заявил глава государства.

Здоровье как основной закон

Поправки, относящиеся к сфере здравоохранения, предлагаются для статей 72 и 132.

«То, что предложили Национальная медицинская палата, Общероссийский народный фронт при поддержке Министерства здравоохранения — это революция. Мы действительно хотим сделать российское здравоохранение одним из лучших в мире.

Каждый человек, где бы он ни жил, должен получить достаточную помощь. Мы выстраиваем вертикаль, мы говорим о том, за что должно отвечать государство в целом, правительство, региональные власти и муниципальное здравоохранение.

Мы вводим понятие общественного здоровья и ответственности граждан за свое здоровье, и многое другое. Чем быстрее наши поправки к Конституции будут приняты, тем будет лучше каждому россиянину», — заявил в интервью «Газете.

Ru» президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

В статье 72 «О доступной и качественной медицинской помощи, защите семьи, материнства, отцовства и детства и защите института брака» изменения вносятся в несколько подпунктов первой части.

В пункте «ж» предлагается прописать совместную ответственность федеральной и региональных властей РФ в области координации вопросов здравоохранения, в том числе обеспечения оказания доступной и качественной медицинской помощи. На власти всех уровней ляжет обязанность по созданию условий для ведения здорового образа жизни и формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Здесь же закреплены соцзащита и соцобеспечение.

В качестве еще одной поправки фигурирует пункт ж1, в котором говорится об обязанностях властей по защите семьи, материнства, отцовства и детства; защите института брака как союза мужчины и женщины; создании условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Также в статье в неизменном виде сохраняется пункт «з», согласно которому в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится, в частности, осуществление мер по борьбе с эпидемиями.

В статье 132 глава предлагается прописать, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

«Нет ни одного решения, которое было бы чудесным, такого нет. Все нужно воспринимать в комплексе. В данном случае получают развитие те гарантии, которые раньше были просто первомайским призывом ЦК КПСС к очередной годовщине Октябрьской революции о бесплатной медицинской помощи.

Сейчас это все конкретизируется в том законе, который является основным, главным законом нашей страны. Да, это не значит, что происходит чудо, и все сразу же изменится.

Но это своевременные, нужные законодательные решения, которые должны теперь реализовываться — в том числе Министерством здравоохранения в борьбе с Министерством финансов о достаточном финансировании здравоохранения», — поделился с «Газетой.

Ru» мнением депутат Госдумы, экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Фактически речь в этих поправках идет о том, что за россиянами закрепляется конституционное право на получение доступной и качественной медицинской помощи, где бы они ни проживали: в столице, региональном центре, небольшом городе или деревне. Если органы власти не обеспечат людям достойное лечение, это будет восприниматься как нарушение главного закона страны, что и является принципиальным новшеством по сравнению с действующей редакцией Конституции.

Геннадий Онищенко напомнил, что в последнем послании к Федеральному собранию президент сделал заявление о 6% ВВП — это рекомендуемый норматив Всемирной организации здравоохранения, касающийся удельного веса финансирования здравоохранения из бюджета.

«Сегодня те решения, которые записаны в Конституции, уже вполне конкретны и имеют правовое содержание, а не просто призыв. Поэтому нужно идти 1 июля и ать. Ничего коварного там нет, как это пытаются преподнести.

Просто это конкретизирует норму основного закона о гарантиях в здравоохранении, и дает возможности в перспективе при защите бюджета, при подготовке медицинских кадров и обеспечении нормативов лекарственного обеспечения норму, которая позволяет не трактовать ее в нужном в данный момент конъюнктурном направлении, а исполнять.

Чудес никогда не происходит, но то, что это сделано, уже сделано, и если это будет одобрено анием, то это будет шаг в правильном направлении», — уверен депутат.

История вопроса

Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года всенародным анием — главой государства тогда был Борис Ельцин.

Документ вступил в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года, и за время президентства Ельцина корректировки вносились только в статью 65 (о составе субъектов РФ) в связи с изменениями наименований некоторых регионов.

После избрания главой государства Владимира Путина в 2000 году эта же статья изменялась девять раз — из-за переименования субъектов федерации и процессов объединения российских регионов.

В 2008 году занимавший пост президента Дмитрий Медведев предложил внести изменения в Конституцию об увеличении сроков полномочий президента РФ (с 4 до 6 лет) и Госдумы (с 4 до 5 лет), а также усиления контрольных полномочий Госдумы в отношении правительства. Принятые в декабре 2008 года, эти изменения стали первыми существенными поправками к действующей российской Конституции за 15 лет.

Что касается перемен, которые, возможно, ожидают основной закон сейчас, то президент Владимир Путин впервые анонсировал масштабные правки в Конституцию в послании Федеральному собранию 20 января. В тот же день он внес на рассмотрение Госдумы законопроект о поправках. Спустя три дня Дума единогласно поддержала в первом чтении президентский законопроект о поправке в Конституцию.

Проектом предлагаются изменения в положения 22 статей глав 3-8 Конституции (о федеративном устройстве государства и устройстве государственной власти). Документ не затрагивает фундаментальных основ и не предусматривает изменения глав 1 (по основам конституционного строя), 2 (о правах и свободах человека) и 9 (конституционные поправки и пересмотр Конституции).

Первоначально ание общенациональное ание по поправкам было назначено на 22 апреля, однако из-за пандемии коронавируса его пришлось отменить, и новой датой волеизъявления граждан стало 1 июля.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2020/06/25/13131463.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть