Концепция охраны здоровья населения

Концепция охраны и укрепления здоровья

Концепция охраны здоровья населения

Ещё в 2003 году был издан приказ “Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации”. (Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113)

В котором в целях обеспечения системного подхода в решении проблемы сохранения, укрепления и восстановления здоровья приказано утвердить Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации.

Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения.

Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

Ожидание высокой эффективности реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых по данным ВОЗ достигает соотношения 1:8.

Экономическая целесообразность внедрения концепции определяется также методологией оздоровительных мероприятий, основанной на преимущественном применении немедикаментозных технологий и ограничении приема лекарств, высокие цены на которые делают их малодоступными для большей части населения.

Потребность в разработке данной концепции вызвана также низким уровнем развития культуры здоровья у населения и сохраняющимся в обществе потребительским отношением к здоровью.

Нет личной ответственности в части его сохранения и укрепления, у каждого конкретного индивида, низки гигиенические навыки. Остается высоким уровень загрязнения окружающей природной среды.

Медленно улучшается санитарное состояние городов и населенных пунктов, их благоустройство.

Неудовлетворительно выполняются мероприятия, направленные на охрану здоровья работающих граждан. Не налажено полноценное обеспечение населения доброкачественными пищевыми продуктами и питьевой водой.

В последние 25-30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения.

Недостаточное внимание уделяется развитию системы общественного здравоохранения, физической культуры и спорта, образованию в области формирования культуры здоровья.

Идея создания массовой национальной системы оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за резервами здоровья, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения здоровьесберегающих технологий – находится вне фокуса государственной политической доминанты.

Таким образом, потребность в разработке концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами:

– необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

– необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

– признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

– необходимостью ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

– приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося, как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека.

– необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных, генеративных функций.

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых людей (5-7%), так и имеющих 1-2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%).

Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности.

Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих.

Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий.

Концепция является основой для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья здорового населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан.

Цель и задачи Концепции

Целью Концепции охраны здоровья здорового человека в Российской Федерации (далее именуется Концепция) является создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей, реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Основными задачами Концепции являются:

– разработка перспективных и увеличение объема существующих оздоровительных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний;

– укрепление, сохранение здоровья, сокращение сроков восстановления здоровья (сниженных функциональных резервов) путем внедрения в практику здравоохранения современных методов экспресс диагностики и комплексных оздоровительных технологий с использованием всего арсенала немедикаментозных средств;

– развитие и сохранение трудового потенциала страны, реализация человеком своих способностей, формирование и сохранение профессионального здоровья, профессионального долголетия;

– увеличение продолжительности жизни населения за счет поддержания резервов здоровья и здоровьесберегающих технологий, путем сокращения заболеваемости и травматизма, предупреждения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах;

– определение способностей, индивидуальности, формирование личности человека, мотивации к труду и здоровому образу жизни, уверенности в своем здоровье для достижения высоких результатов;

– обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 4777 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-40740.html

Формирование современной концепции охраны здоровья

Концепция охраны здоровья населения

С учетом международной и отечественной практики в смежных областях хозяйствования следует признать, что одним из важнейших направлений является планомерное внедрение комплексной системы нормативного обеспечения оказания медицинской помощи посредством проведения работ по стандартизации и сертификации в здравоохранении.

Под охраной здоровья здорового человека в настоящей Концепции понимается совокупность мер политического, духовного, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на оптимизацию условий для формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей[2].

Здоровье как высшая социально-экономическая ценность – это не только отсутствие болезней, но и благополучие граждан в гармонии с окружающей их физической, социальной, экономической и культурной средой.

Анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения.

Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей[2].

Качественная медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины[1].

Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями: конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, стандартизация медицинской помощи, организация медицинской помощи, обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях[1].

Одним из важных направлений совершенствования охраны здоровья населения является обеспечение общедоступности, качества и безопасности медицинской помощи.

Возросшие ожидания и потребности пациентов, появление дорогостоящих технологий, дефицит финансирования, децентрализация управления здравоохранением с перераспределением ответственности за поддержание здоровья граждан главным образом на территориальные органы государственного управления заставляют искать новые пути управления качеством на федеральном и территориальном уровне.

С учетом международной и отечественной практики в смежных областях хозяйствования следует признать, что одним из важнейших направлений является планомерное внедрение комплексной системы нормативного обеспечения оказания медицинской помощи посредством проведения работ по стандартизации и сертификации в здравоохранении.

Одновременно должна комплексно решаться задача нормативного обеспечения и взаимосвязанных с оказанием медицинской помощи процессов, работ, товаров и услуг.

Система нормативного обеспечения позволит реализовывать защиту прав граждан в области охраны здоровья, осуществлять действенный контроль и регулировать деятельность учреждений здравоохранения, медицинских и фармацевтических работников[3].

Отсутствие в настоящее время единых подходов к разработке и внедрению нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении ограничивает возможности стратегического планирования, эффективного использования имеющихся ресурсов, регулирования и контроля затрат на лечение и охрану здоровья, существенно тормозит развитие медицинского страхования.

Создание и развитие системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации позволит использовать единые основные методические подходы к разработке и совершенствованию стандартов, отраслевых норм и правил, создать систему управления качеством, т.е.

влиять на лечебно-диагностический процесс, используя не только статистические данные и финансовые рычаги, но и объективную оценку качества медицинской помощи[3].

Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятельность являются: установление порядка «входа» хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на данном рынке и «выхода» с него; правовое и административное обеспечение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специалистов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, услуги; регулирование статистической и иной отчетности; контроль новых технологий, медицинских манипуляций; создание государственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптечных, образовательных, научных и иных учреждений и организаций; бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением; разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов; другие.

Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения РФ, являющееся федеральным административным ведомством. Оно проводит государственную политику и осуществляет управление, регулирование и контроль в области охраны здоровья, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

В 2014 году Минздравом России при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Российской академии наук разработан и внесен на утверждение в Правительство Российской Федерации проект Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период (далее – Стратегия) [4].

Основной целью Стратегии для достижения максимально возможного уровня развития отечественного здравоохранения с координированным использованием всех ресурсов страны является формирование национальной системы здравоохранения – системы, объединяющей все медицинские организации, независимо от формы их собственности и ведомственной принадлежности, и работающей в рамках единого правового регулирования (единых требований к качеству и доступности медицинской помощи, квалификации медицинских работников и др.), а также единого государственного, экспертного и общественного контроля[4].

Источник: https://novainfo.ru/article/4322

Механизм реализации Концепции охраны здоровья населения

Концепция охраны здоровья населения

В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

В реализации комплексных мер, направленных на охрану здоровья населения, особую роль должны играть средства массовой информации.

Обучение населения здоровому образу жизни должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным возрастным и социальным группам населения.

Многие проблемы, связанные с охраной здоровья населения, можно решать такими доступными методами, как:

– проведение оздоровительных мероприятий и занятий по самообследованию и самопомощи в условиях оздоровительных центров;

– проведение разъяснительной работы среди подростков и молодежи о вреде курения, употребления спиртных напитков, наркотических средств, а также по вопросам безопасного секса с целью снижения риска возникновения заболеваний, передающихся половым путем, предупреждения не планируемой беременности;

– введение в воспитательные и образовательные программы основ безопасности жизнедеятельности, профилактики заболеваний, а также совершенствование методик по проведению занятий физической культурой и спортом в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях;

Эта стратегия требует изменения структуры учреждений системы здравоохранения и развития сети специализированных учреждений по вопросам формирования здорового образа жизни, включая подготовку соответствующих специалистов.

Амбулаторное звено здравоохранения должно играть ведущую роль в выявлении лиц с высоким риском развития заболеваний.

В первую очередь следует обратить внимание на заболевания, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья населения, в отношении которых разработаны эффективные методы диагностики и лечения. Это прежде всего выявление на ранних стадиях артериальной гипертонии, туберкулеза, патологии щитовидной железы, а также новообразований.

Большое значение в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний имеет качество профессиональной подготовки участвующих в этой работе специалистов медицинского и немедицинского профиля.

Важным условием реализации Концепции является совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения.

Информацию о состоянии здоровья населения необходимо использовать для его просвещения и санитарной пропаганды с целью повышения мотивации к здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Следует развивать систему социально-гигиенического мониторинга для определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Социально-гигиенический мониторинг должен осуществляться на основе унифицированной научно обоснованной методики, выборочных исследований с учетом местных особенностей жизни населения.

Состояние здоровья населения является одним из основных критериев благополучия общества. Результаты мониторинга дают возможность обоснованно прогнозировать ситуацию (социальную, экологическую) и планировать профилактические программы.

При составлении программ охраны здоровья необходимо шире использовать достижения науки. Создание законодательных и других нормативных правовых актов, разработка организационных и практических мероприятий, определение ресурсов, методов подготовки населения, при которых может быть получен нужный результат, возможны только при достаточном научном сопровождении.

Основными направлениями в области научных исследований должны стать:

– разработка новых, экономически оправданных методов определения состояния здоровья населения, нацеленных на минимизацию факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья;

– разработка, планирование, реализация и оценка эффективности отраслевых и территориальных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

– сокращение разрыва между научными достижениями и практической их реализацией.

Финансовые затраты на осуществление профилактических программ несравненно ниже затрат на совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов.

По экспертным оценкам, реализация мероприятий по профилактике только двух наиболее распространенных факторов риска (артериальной гипертонии и курения) приведет к снижению за пятилетие их распространенности на 20 процентов, уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15 процентов, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25 тыс. человек трудоспособного возраста.

Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов с одновременным увеличением на 25-30 процентов числа лиц, систематически занимающихся физкультурой, обеспечат снижение распространенности избыточной массы тела на 20-30 процентов и, как следствие, уменьшение заболеваемости и смертности от основных хронических неинфекционных заболеваний на 10 процентов и 5 процентов соответственно.

Источниками финансирования профилактических мероприятий являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Важным источником пополнения средств, направляемых на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, могут стать отраслевые программы укрепления здоровья работников и членов их семей

Источник: https://studopedia.su/10_5749_mehanizm-realizatsii-kontseptsii-ohrani-zdorovya-naseleniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть