Концепция охраны здоровья населения российской федерации

Национальный проект «Здравоохранение»

Концепция охраны здоровья населения российской федерации

Источник финансирования: Смешанный

Бюджет: 1 725 800 000 000 руб.

Статус проекта: Реализуется

Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.

Национальные цели:

  1. Обеспечение устойчивого развития численности населения Российской Федерации.
  2. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году.

Цели национального проекта РФ «Здравоохранение»:

  1. Снижение смертности населения трудоспособного возраста.
  2. Снижение смертности от болезней системы кровообращения.
  3. Снижение смертности от новообразований.
  4. Снижение младенческой смертности.
  5. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях.

  6. Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.
  7. Обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций.
  8. Оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
  9. Сокращение времени ожидания в очереди.

  10. Упрощение записи на приём к врачу.
  11. Увеличение объёма экспорта медицинских услуг.

Задачи национального проекта РФ «Здравоохранение»:

  1. Завершение формирования сети медицинских организаций первичного звена с использованием геоинформационной системы с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий и ФАП в малых населённых пунктах.
  2. Оптимизация работы медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь.
  3. Формирование системы защиты прав пациента.

  4. Разработка и реализация программ борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
  5. Разработка и реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями.
  6. Разработка и реализация программ развития детского здравоохранения.
  7. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.

  8. Завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров.
  9. Внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг здоровья пациента.
  10. Создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

  11. Совершенствование механизма экспорта медицинских услуг.

Ответственные за реализацию нацпроекта:

  • куратор национального проекта – заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова;
  • руководитель национального проекта – министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова;
  • администратор национального проекта – заместитель министра здравоохранения РФ Наталья Хорова.

Целевые показатели национального проекта:

  1. Будет создано более 350 новых фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий.
  2. В 62 субъектах Российской Федерации будет произведена замена более 1200 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачебных амбулаторий.
  3. К 2022 году будут функционировать более 1300 мобильных медицинских комплексов.

  4. К 2025 году охват граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год составит 90%. Число граждан, которые прошли профилактические осмотры, составит 132 миллиона человек в год.

  5. К 2025 году доля медицинских организаций, которые участвуют в создании и тиражировании «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», составит 54,5%.
  6. В субъектах Российской Федерации будут разработаны стратегии развития санитарной авиации.

  7. Будут созданы региональные системы диспетчеризации скорой медицинской помощи (в рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ»).

  8. Будет построено или реконструировано не менее 78 вертолётных и посадочных площадок при медицинских организациях или на определённом расстоянии, то есть на том, которое бы соответствовало не более чем 15-минутному доезду на автомобиле скорой медицинской помощи.
  9. Ежегодно будет увеличиваться число выполняемых вылетов санитарной авиации.

    В дополнение к вылетам, которые совершаются за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, добавятся до 12500 вылетов к 2024 году.

  10. Доля лиц, которые госпитализированы по экстренным показаниям с помощью санитарной авиации в течение первых суток к 2025 году составит 90%.
  11. Охват застрахованных лиц информированием страховыми медицинскими представителями о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра к 2025 году составит 95%.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта:

Совокупные расходы на проект РФ «Здравоохранение» до 31.12.2024 года составят 1725,8 млрд рублей, в том числе:

  • 1366,7 млрд рублей – из федерального бюджета;
  • 265 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
  • 94 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов;
  • 0,1 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Структура финансирования национального проекта:

  • на борьбу с онкологическими заболеваниями – 969 млрд рублей;
  • на развитие детского здравоохранения – 211,2 млрд рублей;
  • на создание единого цифрового контура в здравоохранении – 177,6 млрд рублей;
  • на обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами – 166,1 млрд рублей;
  • на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 75,2 млрд рублей;
  • на развитие сети национальных медицинских исследовательских центров – 63,9 млрд рублей;
  • на развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи – 62,5 млрд рублей;
  • на развитие экспорта медицинских услуг – 0,2 млрд рублей.

О проекте:

Национальный проект РФ «Здравоохранение» является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года. Реализация его началась 1 января 2019 года.

Основными целями стали ликвидация кадрового дефицита в организациях, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год и повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в отдалённых местностях.

Национальный проект РФ «Здравоохранение» включает в себя 9 целевых показателей. Среди основных: 

  • снижение смертности населения трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 350 в 2024 году;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 в 2024 году;
  • снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году;
  • снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году;
  • охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7% в 2018 году до 70% в 2024 году.

В рамках проекта РФ «Здравоохранение» планируется завершить формирование сети национальных медицинских исследовательских центров. К 2024 году она должна насчитывать не менее 27 центров.

Во всех регионах образовать сеть центров амбулаторной онкологической помощи, обеспечивающих своевременность и комфортность прохождения диагностических процедур. Создать федеральные центры протонной терапии (для онкобольных). Развить профилактическое направление в педиатрии.

Обучить не менее 10 тысяч врачей-специалистов по профилям «Акушерство и гинекология», «Неонатология» и «Анестезиология и реаниматология» (в 2019-2024 годах). Повсеместно внедрить процедуру аккредитации медицинских специалистов (к 2024 году).

Обеспечить гражданам в личном кабинете «Моё здоровье» на едином портале госуслуг доступ к записи на приём к врачу, получению сведений об оказанных медуслугах и электронным медицинским документам (к концу 2024 года).

Планируется, что уже в 2021 году в России во всех без исключения городах с населением более ста тысяч человек будут медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Также в рамках нацпроекта экспорт медицинских услуг вырастет в четыре раза: с $250 млн до $1 млрд.

Оригинал. Досье ТАСС.

о нацпроекте:

Интервью министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой на Гайдаровском форуме

Презентация-доклад министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой на Гайдаровском форуме

Онлайн-конференция министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой в декабре 2018 года

Нацпроект «Здравоохранение»: на борьбу с раком в России выделят триллион рублей 

Другие национальные проекты:

Источник: https://Strategy24.ru/rf/health/projects/natsionalnyy-proekt-zdravookhranenie

Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г

Концепция охраны здоровья населения российской федерации

В 2000 г. Правительство РФ одобрило Концепцию охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., разработанную Минздравом России и РАМН.

В Концепции было отмечено, что охрана здоровья населения является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

Учитывая, что здоровье человека во многом определяется образом жизни, из всего комплекса мер, направленных на охрану здоровья, Концепция предусматривала в качестве одного из приоритетных направлений деятельности формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность такой профилактической деятельности среди населения исключительно высока.

Концепция стала основой для разработки комплекса мероприятий в области обеспечения охраны здоровья населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

Целью Концепции провозглашалась стабилизация показателей здоровья населения путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение образа жизни людей, формирование у них приоритетного отношения к проблеме здоровья, ориентированного на минимизацию факторов, негативно влияющих на здоровье.

В документе отмечалась необходимость проведения структурных преобразований в системе здравоохранения и изменения функций ряда медицинских служб с целью усиления мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний.

Отмечалась необходимость увеличения финансирования первичного звена здравоохранения – амбулаторно-поликлинических учреждений с целью усиления профилактической направленности их работы и укрепления нормативной и финансовой базы деятельности врача общей практики.

Существенного влияния на процессы реформирования системы здравоохранения указанная Концепция не оказала.

Концепция модернизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

В 2003 г. Минэкономразвития и торговли России разработало Концепцию модернизации системы ОМС. В документе констатировалось, что введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде ОМС в начале 1990-х гг.

происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны. В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.

Не оправдались также надежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями.

Это обусловлено тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования.

Опыт Российской Федерации, а также международный опыт подтверждает, что введение страховых механизмов, в частности ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему не позволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принципов организации финансирования здравоохранения. В результате в отрасли сохранились прежние принципы организации предоставления медицинской помощи и содержания сети ЛПУ при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами.

В соответствии с Концепцией целью модернизации ОМС провозглашалось обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.

Для достижения поставленной цели предлагалось решить следующие задачи:

– обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам;

– обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования финансовых средств всеми субъектами системы ОМС;

– устранение недостатков, накопившихся в системе, за период ее существования;

– гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия ОМС, здравоохранения и граждан.

Прямого воздействия на процессы реформирования экономической системы здравоохранения Концепция модернизации системы ОМС, разработанная в недрах Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в то время не оказала.

Источник: https://studbooks.net/655474/sotsiologiya/kontseptsiya_ohrany_zdorovya_naseleniya_rossiyskoy_federatsii_period_2005

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.